Екатеринбург |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А07-12516/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан кассационную жалобу Администрации городского округа г. Уфа (далее - администрация) на решение от 31.10.2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-12516/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители:
администрации- Ханова А.Ш. (доверенность от 18.07.2013);
общества с ограниченной ответственностью "Завод Промсталь" (далее - общество "Завод Промсталь") - Нургалиева Г.А. (доверенность от 01.07.2013), Самигулина Р.З. (доверенность от 10.09.2013).
Общество "Завод Промсталь" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа администрации в лице Управления по земельным ресурсам администрации (далее - Управление) в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков с кадастровыми номерами: 02:55:010910:1763, 02:55:010910:362, для проектирования и строительства объекта "Жилой дом со встроенной поликлиникой и крышной котельной (литера 6) на территории квартала, ограниченного ул. Айской, Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением улицы Бакалинской в Кировской р-не городского округа город Уфа Республики Башкортостан", изложенного в письме Управления от 19.04.2013 N 920; об обязании администрации в 2-недельный срок со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении обществу "Завод Промсталь" для проектирования и строительства названного объекта в собственность бесплатно земельных участков: с кадастровым номером 02:55:010910:1763 общей площадью 5802 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, на территории квартала, ограниченного улицами Айской, Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжение улицы Бакалинской, для проектирования и строительства объекта: "Жилой дом со встроенной поликлиникой и крышной котельной (литер 6) на территории квартала, ограниченного улицами Айской, Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением улицы Бакалинской в Кировской районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; с кадастровым номером 02:55:010910:362, общей площадью 8085 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом 23. Участок находится примерно в 54 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Брестская, для проектирования и строительства объекта: "Жилой дом со встроенной поликлиникой и крышной котельной (литера 6) на территории квартала, ограниченного улицами Айской, Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением улицы Бакалинской в Кировской районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; обязании администрации в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу судебного акта направить обществу "Завод Промсталь" проект договора (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.
Решением суда от 31.10.2013 (судья Юсеева И.Р.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы, полагает, что поскольку на земельном участке до настоящего времени находятся жилые дома, общество "Завод Промсталь" не исполнило п. 3.1.4 договора от 14.02.2011 N 16-РТ, в связи с чем отказ администрации обоснован. При этом, по мнению администрации, судами не учтено, что исполнение взятых на себя обязательств по указанному договору касается всего земельного участка, расположенного на территории квартала, в отношении которого принято решение о развитии. Администрация считает, что договор от 14.02.2011 N 16-РТ является ничтожной сделкой, поскольку противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, в то время как на земельном участке расположены жилые дома, не являющиеся многоквартирными. Заявитель считает также, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:1763 не является муниципальной собственностью и не может быть передан в собственность общества "Завод Промсталь".
В отзыве на кассационную жалобу общество "Завод Промсталь" возражает против доводов администрации, просит оставить судебные акты в силе.
Как установлено судами, между администрацией (сторона 1) и обществом "Завод Промсталь" (сторона 2) заключен договор от 14.02.2011 N 16-РТ о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицей в створе улицы Айской, улицами Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением Баклинской в Кировском в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
В силу п. 1.1 названного договора в соответствии с условиями продажи на торгах права на заключение договора о развитии застроенной территории, утвержденными постановлением главы Администрации от 03.11.2010 N 6374 "О развитии застроенной территории и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицей Айской, улицами Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением Бакалинской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", и опубликованными в газете "Вечерняя Уфа" от 31.12.2010 N 250, на основании протокола N 2 заседания аукционной (конкурсной) комиссии от 02.02.2011, данным договором сторона 1 предоставляет право на заключение договора о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицей в створе улицы Айской, улицами Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением Баклинской в Кировском в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а сторона 2, получая указанные права, принимает на себя обязательства в установленные разд. 3 настоящего договора сроки своими силами и за свой счет (или с привлечением сил и средств третьих лиц) выполнить указанные в разд. 3.1 договора обязательства по развитию вышеуказанной территории, в том числе разработать и утвердить в установленном порядке проект планировки и проект межевания застроенной территории, оформить права на земельные участки в границах застроенной территории и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, а сторона 1 обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств стороной 2.
Площадь застроенной территории - ориентировочно 5,7 га.
В п. 2.1 договора указано, что целевое использование территории - строительство многоэтажных жилых домов.
В соответствии с п. 2.4 договора адреса объектов, находящихся на застроенной территории и подлежащих сносу: жилые дома N 7/1, 9, 11, 12, 14, 14а, 16, 18, 18а по ул. Ветошникова, N 1, 1а, 2, 2б, 3 по ул. Амурской, N 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 15а, 16, 17, 18, 19, 19а, 21, 23 по ул. Брестской, N 17, 17а по ул. Красногвардейской.
На основании п. 3.1.1 договора сторона 2 обязуется оплатить стороне 1 цену права на заключение договора о развитии застроенной территории в размере 500 000 руб.
Сторона 2 обязуется разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации проект планировки и проект межевания застроенной территории с учетом требований градостроительного заключения от 22.04.2010 N ГЗ-1247/ОПО и согласований к нему в течение 18 месяцев с момента заключения договора о развитии застроенной территории (п. 3.1.2 договора)
В соответствии с п. 3.2.3 договора сторона 1 обязуется предоставить стороне 2 после выполнения им обязательств по договору о развитии застроенной территории земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории.
Администрацией вынесено постановление от 29.12.2012 N 6233 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Айской, Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением улицы Бакалинской в Кировском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан".
Во исполнение условий п. 3.1.1 договора от 14.02.2011 N 16-РТ обществом "Завод Промсталь" произведена оплата по платежным поручениям от 24.02.2012 N 99, от 24.05.2012 N 316, от 29.08.2012 N 703, от 03.12.2012 N 1084.
Общество "Завод Промсталь" обратилось в администрацию с заявлением от 24.12.2012 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010910:1763, 02:55:010910:362.
Управлением в письме от 19.04.2013 N 920 отказано в предоставлении земельных участков в связи с невыполнением обществом "Завод Промсталь" условий договора от 14.02.2011 N 16-РТ о развитии застроенной территории.
Ссылаясь на незаконность отказа, общество "Завод Промсталь" обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу названной нормы основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи (п. 2 ст. 30 Кодекса).
Согласно п. 2.1 ст. 30 Кодекса (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Орган местного самоуправления после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абз. 1 данного пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абз. 2 названного пункта, является основанием для установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Из смысла указанных норм следует, что предоставлению земельного участка для строительства в порядке, установленном п. 2.1 ст. 30 Кодекса, предшествует принятие органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории и заключение договора о развитии застроенной территории в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с п. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту (п. 4 ст. 46.1 Градостроительного кодекса).
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в ч. 3, 4 данной статьи (п. 5 ст. 46.1 Градостроительного кодекса).
Развитие застроенных территорий в соответствии со ст. 46.2 Градостроительного кодекса осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории.
Из содержания ч. 2 данной нормы следует, что указанный договор заключается в порядке проведения открытого аукциона.
Из материалов дела следует, что в обоснование отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность администрацией указано на неисполнение обществом "Завод Промсталь" условий договора, в частности п. 3.1.3, 3.1.4.
На основании п. 3.1.3, 3.1.4 договора сторона 2 обязуется в течение 18 месяцев с момента заключения договора о развитии застроенной территории создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.. В этот же срок оплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения администрации, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которых принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с предыдущим пунктом настоящего договора.
Согласно представленной в материалы дела информации государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан от 17.10.2013 N 2671 объекты недвижимости - жилые дома, расположенные по адресам: г. Уфа, ул. Ветошникова N 7/1, 9, 11, 12, 14, 14а, 16, 18, 18а, г. Уфа, ул. Амурская, N 1, 1а, 2, 2б, 3, г. Уфа, ул. Брестская, N 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 15а, 16, 17, 18, 19, 19а, 21, 23, г. Уфа, ул. Красногвардейская N 17, 17а не являются многоквартирными жилыми домами.
В письме от 24.110.2013 N 3320к муниципальным унитарным предприятием Единый рассчетно-кассовый центр городского округа г.Уфа Республики Башкортостан сообщено, что заявлений о заключении договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения на указанные жилые помещения не поступало.
Судами правомерно отклонена ссылка на акт осмотра и установления фактического использования земельного участка от 08.07.2013 N 1791, поскольку указанный акт относится к площади застроенной территории в целом, а не к спорным земельным участкам.
Доказательств того, что на испрашиваемых земельных участках находятся жилые дома или иные объекты, а также невозможности осуществления на указанных земельных участках строительства при наличии на иных частях застроенной территории жилых домов, администрацией в материалы дела не представлено.
Приняв во внимание наличие решения о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Айской, улицами Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением Бакалинской в Кировском районе городского округа г. Уфа, а также заключенного между обществом "Завод Промсталь" и администрацией договора о развитии застроенной территории от 14.02.2011 N 16-РТ, во исполнение условий которого обществом "Завод Промсталь" перечислены денежные средства в размере 500 000 руб. и разработан проект планировки и межевания застроенной территории, суды установили присутствие всех условий, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления спорных земельных участков в собственность и пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации нарушает права и законные интересы общества "Завод Промсталь" в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка заявителя на то, что исполнение взятых на себя обязательств по указанному договору касается всего земельного участка, расположенного на территории квартала, в отношении которого принято решение о развитии, судом кассационной инстанции отклоняется.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, из содержания п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что указанные в данном пункте земельные участки не могут быть предоставлены лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, только после выполнения всех условий договора. Реализация договора о развитии застроенной территории является длительной процедурой, выполняемой поэтапно, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории. Спор, связанный с неисполнением условий договора может быть разрешен в самостоятельном порядке искового производства.
Оснований для вывода о недействительности (ничтожности) договора от 14.02.2011 N 16-РТ в рамках данного дела также не имеется.
Иные доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств, а также представленных в материалы дела доказательств, исследованных судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2013 по делу
N А07-12516/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа г. Уфа - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание наличие решения о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Айской, улицами Брестской, Сун-Ят-Сена, продолжением Бакалинской в Кировском районе городского округа г. Уфа, а также заключенного между обществом "Завод Промсталь" и администрацией договора о развитии застроенной территории от 14.02.2011 N 16-РТ, во исполнение условий которого обществом "Завод Промсталь" перечислены денежные средства в размере 500 000 руб. и разработан проект планировки и межевания застроенной территории, суды установили присутствие всех условий, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления спорных земельных участков в собственность и пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации нарушает права и законные интересы общества "Завод Промсталь" в сфере предпринимательской деятельности.
...
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, из содержания п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что указанные в данном пункте земельные участки не могут быть предоставлены лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, только после выполнения всех условий договора. Реализация договора о развитии застроенной территории является длительной процедурой, выполняемой поэтапно, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории. Спор, связанный с неисполнением условий договора может быть разрешен в самостоятельном порядке искового производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2014 г. N Ф09-2069/14 по делу N А07-12516/2013