Екатеринбург |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А76-16047/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.,
при ведении помощником судьи Гридневой Н.С. протокола судебного заседания с использованием видеоконференц-связи,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Фортум" (далее - общество "Фортум"), Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А76-16047/2013 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Фортум" - Валеева Л.Р. (доверенность от 25.12.2013);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) - Усольцева О.С. (доверенность от 10.01.2014 N 82, удостоверение ТО N 40902);
Комитета - Пересёлкова А.С. (доверенность от 13.01.2014 N 218, удостоверение N 314).
Общество "Фортум" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в государственной регистрации сервитута на земельный участок площадью 392 кв. м с кадастровым номером 74:36:0000000:1288, расположенный по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Подольская; обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию сервитута на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2013 (судья Мрез И.В.) требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации сервитута на земельный участок площадью 392 кв. м с кадастровым номером 74:36:0000000:1288, расположенный по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Подольская, выраженный в сообщении об отказе от 25.07.2013 N 01/265/2013-197. На Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию сервитута на указанный земельный участок.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Фортум" просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие невозможность исполнения обществом обязательств перед третьими лицами (ООО "ТоргМедиаГрупп") по подготовке системы подключения объекта капстроительства к тепловым сетям (договор от 10.02.2009 N 5926) без оформления сервитута на спорный земельный участок. При этом положениями ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключена возможность установления сервитута в целях прокладки и эксплуатации трубопроводов. Общество "Фортум" ссылается на то, что на государственную регистрацию сервитута на земельный участок им были представлены все необходимые предусмотренные ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правоустанавливающие документы - распоряжение администрации г. Челябинска, вынесенное в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.02.2010 N 10/09, соглашение с Комитетом от 20.05.2013. Заявитель также указывает на то, что в соответствии с условиями договора от 10.02.2009 тепловая сеть планируется строиться за счет средств общества и в дальнейшем будет являться его собственностью.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что для государственной регистрации сервитута на спорный земельный участок представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 11 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утв. приказом Минюста России от 26.07.2004 N 132, в том числе, правовой акт об установлении сервитута и соглашение, предусмотренные п. 5, 15 Положения о порядке установления и прекращения частных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся собственности или распоряжении муниципального образования "город Челябинск", утв. решением Челябинской городской Думы от 25.02.2010 N 10/9. Необходимость предоставления сервитута обществу "Фортум", по мнению Комитета, подтверждена договором о подключении к тепловой сети от 10.02.2009.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно Уставу общества "Фортум" основным видом деятельности общества, в том числе, является деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), а также оказанию услуг по присоединению к электрическим и тепловым сетям.
Между ООО "Горизонт Элит" (заказчик) и ОАО "ТГК N 10" (правопредшественник общества "Фортум") 10.02.2009 заключен договор N 5926 (с учетом дополнительного соглашения от 26.04.2010) о подключении к тепловой сети, согласно условиям которого ОАО "ТГК N 10" обязалось выполнить необходимые действия для подготовки системы теплоснабжения к подключению объекта капитального строительства и подключение этого объекта к эксплуатируемым тепловым сетям. Объект в виде участка трубы планировалось проложить по смежному земельному участку с земельным участком, принадлежащим заказчику (ООО "Горизонт Элит").
Дополнительным соглашением к договору от 10.02.2009 произведена замена заказчика на ООО "ТоргМедиаГрупп", ставшее собственником смежного со спорным земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Подольская, д. 40.
Распоряжением администрации г. Челябинска от 25.03.2013 N 1660 в интересах общества "Фортум" установлен частный сервитут сроком на два года с целью прокладки и эксплуатации теплотрассы на участке от ТК на теплотрассе 2Д-350 мм до жилого дома по ул. Подольской в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
Между Комитетом и обществом "Фортум" 20.05.2013 подписано соглашение N 011689-ЧС-2013 об установлении права ограниченного пользования чужим земельным участком, в соответствии с условиями которого земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Подольская, площадью 392 кв. м с кадастровым номером 74:36:0000000:1288, относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся в распоряжении муниципального образования г. Челябинск, предоставлен обществу сроком на два года в ограниченное пользование для прокладки и эксплуатации теплотрассы.
Общество "Фортум" 24.05.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации сервитута на указанный участок. К заявлению обществом было представлено соглашение N 011689-ЧС-2013 об установлении права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) от 20.05.2013, распоряжение администрации города Челябинска от 25.03.2013 N 1660 "Об установлении частного сервитута с целью прокладки и эксплуатации теплотрассы на участке от ТК на теплотрассе 2Д-350 мм до жилого дома по ул. Подольской в Тракторозаводском районе города Челябинска в интересах ОАО "Фортум".
При проведении экспертизы документов Управлением Росреестра были выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации, государственная регистрация была приостановлена до 30.06.2013 на основании ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (уведомление от 30.05.2013 N 01/265/2013-197).
Сообщением от 25.07.2013 N 01/265/2013-197 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации сервитута на указанный земельный участок в связи с тем, что документы, представленные на регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, кроме того, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Общество "Фортум", полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации сервитута не соответствует законодательству и нарушает его законные права и интересы, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции при рассмотрении спора, руководствуясь ст. 2, 16, 17, 18, 27 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке установления и прекращения частных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в собственности или распоряжении муниципального образования "город Челябинск", утв. решением Челябинской городской Думы от 25.02.2010 N 10/9, исходил из того, что заявителем на регистрацию были представлены все надлежащие и необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации сервитута на земельный участок у Управления Росреестра не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
На основании п. 1 ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация сервитутов проводится в Едином реестре на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 1, 2, 9 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В силу п. 2, 3, 5, 15 Положения о порядке установления и прекращения частных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся собственности или распоряжении муниципального образования "город Челябинск", утв. решением Челябинской городской Думы от 25.02.2010 N 10/9, под земельным частным сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим земельным участком без изъятия его у правообладателя (собственника, землевладельца, землепользователя), устанавливаемое, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Сервитут может быть срочным или постоянным. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Установление частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или распоряжении муниципального образования "город Челябинск", производится путем издания правового акта администрации города Челябинска или иного уполномоченного должностного лица администрации города об установлении частного сервитута и заключения на основании данного акта соглашения (договора) между собственником недвижимого имущества, заинтересованным в установлении частного сервитута, и органом местного самоуправления. Соглашение об установлении частного сервитута в пятидневный срок с момента подписания сторонам данного соглашения направляется заинтересованным лицам для обеспечения государственной регистрации частного сервитута.
Из анализа приведенных норм права апелляционным судом сделан обоснованный вывод о том, что соглашение об установлении права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) заключается между собственником недвижимого имущества, заинтересованным в установлении частного сервитута, и органом местного самоуправления.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, договор от 10.02.2009 N 5926 и дополнительное соглашение к нему, апелляционный суд установил, что общество "Фортум" является стороной в обязательственных отношениях с собственником смежного земельного участка, на которую возложена обязанность выполнить необходимые действия для подготовки системы теплоснабжения к подключению объекта капитального строительства и подключение этого объекта к эксплуатируемым тепловым сетям. В связи с чем, как верно оценено апелляционным судом, общество "Фортум" не может рассматриваться в качестве надлежащей стороны по соглашению об установлении частного сервитута в соответствии с приведенными нормами права.
Кроме того, по смыслу ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим земельным участком. Согласно кадастровому паспорту от 18.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:1288, площадью 392_6 кв. м сформирован для установления частного сервитута с целью прокладки и эксплуатации теплотрассы, вместе с тем в материалах дела не имеется сведений о том, какой земельный участок обременен указанным сервитутом, в то время как весь участок площадью 392_6 кв. м сформирован для прокладки и эксплуатации спорной теплотрассы, что не соответствует положениям ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель Комитета в заседании суда кассационной инстанции пояснил, что не исключает варианта предоставления земельного участка в аренду для прокладки теплотрассы.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у Управления Росреестра оснований для государственной регистрации сервитута на спорный земельный участок, в связи с чем правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителей жалоб судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А76-16047/2013 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Фортум"и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, договор от 10.02.2009 N 5926 и дополнительное соглашение к нему, апелляционный суд установил, что общество "Фортум" является стороной в обязательственных отношениях с собственником смежного земельного участка, на которую возложена обязанность выполнить необходимые действия для подготовки системы теплоснабжения к подключению объекта капитального строительства и подключение этого объекта к эксплуатируемым тепловым сетям. В связи с чем, как верно оценено апелляционным судом, общество "Фортум" не может рассматриваться в качестве надлежащей стороны по соглашению об установлении частного сервитута в соответствии с приведенными нормами права.
Кроме того, по смыслу ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим земельным участком. Согласно кадастровому паспорту от 18.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:1288, площадью 392_6 кв. м сформирован для установления частного сервитута с целью прокладки и эксплуатации теплотрассы, вместе с тем в материалах дела не имеется сведений о том, какой земельный участок обременен указанным сервитутом, в то время как весь участок площадью 392_6 кв. м сформирован для прокладки и эксплуатации спорной теплотрассы, что не соответствует положениям ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2014 г. N Ф09-2155/14 по делу N А76-16047/2013