Екатеринбург |
|
08 мая 2014 г. |
Дело N А76-12630/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее - комиссариат; ИНН 7453044672, ОГРН 1027403902580) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2013 по делу N А76-12630/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства Обороны Российской Федерации - Скорикова Д.О. (доверенность от 16.04.2014 N 3934 А).
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский металлургический комбинат" (далее - общество, заявитель; ИНН 7450001007, ОГРН 1027402812777) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к комиссариату о признании незаконным бездействия в компенсации понесенных обществом расходов по уплате страховых взносов с выплат работникам за период исполнения ими воинской обязанности и об обязании комиссариата компенсировать расходы по уплате страховых взносов в сумме 131 550 руб. 18 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области (ИНН 7704252261, 7453136570; ОГРН 1047424532968).
Решением суда от 06.11.2013 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 (судьи Серкова З.Н., Бабкина С.А., Ершова С.Д.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комиссариат просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению комиссариата, у него отсутствуют основания для возмещения обществу расходов, связанных с реализацией Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации также просит обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании материалов дела судами установлено, что общество обратилось в комиссариат с письмами о компенсации понесенных расходов по уплате страховых взносов, исчисленных и уплаченных с выплат работникам за период исполнения ими воинской обязанности в декабре 2011 г. в сумме 3 287 руб. 76 коп. и в январе - декабре 2012 г. в сумме 128 262 руб. 42 коп., всего в общей сумме 131 550 руб. 18 коп.
Поскольку комиссариатом данные расходы не компенсированы, письма общества оставлены без ответа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно ч. 1, 6 ст. 1 Закона N 53-ФЗ обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
В силу ч. 2 ст. 56 Закона N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Постановление N 333).
Подпункт "в" п. 24 Постановления N 333 устанавливает, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, кроме прочего, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. "а" п. 25 данного постановления финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 26 Постановления N 333 осуществление расходов, указанных в подп. "а", абз. 4 и 5 подп. "б" п. 25 данного постановления, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В силу подп. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
Пункт 3 вышеназванного постановления предусматривает, что компенсация расходов, указанных в п. 2 постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что обществом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды пришли к правильному выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Довод о том, что, поскольку комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на него не может быть возложена, рассмотрен судами и отклонен.
С учетом п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, ч. 1 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2013 по делу N А76-12630/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 3 вышеназванного постановления предусматривает, что компенсация расходов, указанных в п. 2 постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что обществом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды пришли к правильному выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
...
С учетом п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, ч. 1 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 мая 2014 г. N Ф09-2103/14 по делу N А76-12630/2013