Екатеринбург |
|
13 мая 2014 г. |
Дело N А60-30950/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хладокомбинат "НОРД" (далее - ОАО "Хладокомбинат "НОРД", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2013 по делу N А60-30950/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Мочалин В.А. (доверенность от 14.06.2013 N 15).
ОАО "Хладокомбинат "НОРД" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 7214 от 28.05.2013.
Решением суда от 01.11.2013 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 73 579 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Общество указывает, что кадастровая стоимость внесена в государственный земельный кадастр в качестве кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012; законодательство не связывает переход применения установленной судом рыночной (кадастровой) стоимости земельного участка в целях налогообложения с периодом вступления в силу судебного акта; налоги должны иметь экономическое обоснование; постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 не касается вопросов налогообложения; выводы судов противоречат позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N ВАС-7701/12.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Хладокомбинат "НОРД" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
По итогам проверки составлен акт N 33819 от 18.04.2013, на основании которого 28.05.2013 вынесено решение N 7214, которым заявителю доначислен земельный налог за 2012 год в размере 1 314 412 руб., пени в размере 10 319 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 73 579 руб.
Считая решение налогового органа незаконным, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды при рассмотрении спора руководствовались ст. 387, 388, 389, 391, 396 НК РФ, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В п. 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии со ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1). Если иное не предусмотрено п. 3 названной статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4).
Согласно п. 11 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП).
Постановление N 695-ПП подлежит применению налогоплательщиками с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Судами установлено, что общество является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка, общей площадью 24 580 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Завокзальная, 13, с кадастровым номером 66:41:0205008:0010.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-38733/2012 от 16.11.2012 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка, равная его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 39 880 000 руб.
Указанное судебное решение вступило в законную силу 16.12.2012.
Обществом подана налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, земельный налог уплачен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, в размере 598 200 руб.
Инспекцией обществу доначислен земельный налог за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 127 507 490 руб., утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, по состоянию на 01.01.2012.
Отказывая в признании решения инспекции недействительным, суды исходили из следующего.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к выводу о том, что инспекцией правильно применена при расчете земельного налога за 2012 год кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, оснований для признания оспариваемого решения инспекции недействительным в части доначисления налога и пеней не имеется.
Нормы права к установленным обстоятельствам применены судами правильно. Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2013 по делу N А60-30950/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хладокомбинат "НОРД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2014 г. N Ф09-2207/14 по делу N А60-30950/2013