Екатеринбург |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А50-16223/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Ященок Т. П., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТФОМС России по Пермскому краю, фонд ) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2013 по делу N А50-16223/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак почета" Пермская краевая клиническая больница" (далее - учреждение, больница) - Зименков Д.М. (доверенность от 14.01.2014 N 646).
ТФОМС России по Пермскому краю обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к учреждению о восстановлении и взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в 2010-2012 гг., путем соответственно перечисления на собственный счет (счет медицинской организации) по учету средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за счет средств бюджета, платных услуг населению или средств собственника в сумме 122 230 руб. и возврата в бюджет ТФОМС Пермского края в сумме 204 373 руб., а также о взыскании штрафа в сумме 297 676,62 руб., пеней в сумме 19 016,06 руб.
Решением суда от 29.11.2013 (судья Морозова Т.В.) исковые требования удовлетворены в части: с учреждения в бюджет фонда взыскан штраф в размере 102 915,61 руб., пени в размере 11 147,70 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, настаивая на имеющее место быть нецелевое использование средств ОМС и нарушение предусмотренного порядка расходования средств. Указывает на нарушение разделов 3 и 4 Программы государственных гарантий (далее - Программа) на соответствующий год - произведение оплаты расходов, не включенных в перечень медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы ОМС и подлежащих оплате за счет средств бюджета Пермского края.
Больница представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами, между фондом и учреждением заключен договор на оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 15.01.2010 N 07/101, целью и предметом которого является оплата пролицензированных видов лечебно-профилактической помощи, оказанных учреждением гражданам в объеме и на условиях Территориальной программы ОМС населения Пермского края, а также финансирование учреждения по иным основаниям, установленным Законом Пермского края от 24.11.2006 N 25-КЗ "О порядке финансирования территориальной программы ОМС".
Пунктом 3.1.11 указанного договора предусмотрено, что учреждение обязуется использовать финансовые средства, полученные по настоящему договору, а также финансовые средства, полученные от страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг по ОМС, эффективно и рационально в соответствии с их целевым назначением. Вести раздельный аналитический учет по источникам поступления средств.
Также между сторонами заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 12.10.2011 N 07/551, предметом которого является обязанность организации оказать необходимую медицинскую помощь лицу, застрахованному ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Чайковского филиала (далее - застрахованные лица) в рамках территориальной программы ОМС, а фонд обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Пунктом 4.10 договора от 12.10.2011 N 07/551 также предусмотрено, что организация обязана использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
По результатам плановой проверки использования средств ОМС, полученных больницей на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, фондом составлен акт от 22.02.2013 N 23, в котором зафиксировано нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 1 596 530,94 руб., из которых восстановлены 111 000 руб., а также указано на обязанность учреждения восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в 2010 г. в размере 252 001,77 руб. и возвратить в бюджет ТФОМС Пермского края денежных средств использованных не по целевому назначению в размере 193 693 руб. в период с 01.01.2011 по 30.11.2011 и 1 039 836,17 руб. в период с 01.12.2011 по 31.12.2012, а также уплате соответствующих штрафов в размере 193 693 руб. и 103 983,62 руб.
В адрес больницы направлена претензия N 07/1889 о неисполнении предписания и требования фонда в части восстановления средств в размере 122 230 руб. и возврата в размере 214 373 руб., уплаты штрафа 297 676,62 руб. и пеней 13 590,32 руб.
Поскольку удовлетворить данную претензию учреждение отказалось, фонд обратился в арбитражный суд.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).
Одним из основных принципов осуществления ОМС являются обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), которым определено, что ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу ч. 5 ст. 15 отмеченного закона, медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенному между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.
В соответствии с п. 1 ст. 38 упомянутого закона по договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
До 01.01.2011 данные отношения регулировались Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В силу названных положений законов о медицинском страховании одним из основных принципов осуществления ОМС являются обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС.
Под страховым случаем понимается совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по ОМС.
Страховое обеспечение по ОМС - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
В соответствии с Программами государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011, 2012 гг., утвержденными законами Пермского края соответственно от 25.12.2009 N 561-ПК, от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 N 887-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями БК РФ, действующей Единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, Порядка определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом ОМС.
Виды бесплатной медицинской помощи (виды медицинских услуг) разграничены по источникам финансирования (за счет федерального, областного, местного бюджетов, а также за счет ОМС).
Согласно разделу III Программ медицинская помощь в рамках Программы ОМС за счет средств ОМС оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем медицинских организаций, работающих в системе ОМС, утверждаемым Министерством здравоохранения Пермского края на основании размещения заданий в порядке, установленном п. 6 раздела I Программы, и на основании договоров, заключенных медицинскими организациями со страховыми медицинскими организациями.
В рамках территориальной Программы ОМС предоставляется первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, специализированная, за исключением высокотехнологичной, медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при перечисленных заболеваниях (болезнях) (п. 1 раздела III).
Фондом установлено и материалами дела подтверждено, что за счет средств ОМС оплачены расходы медицинской организации, которые подлежат оплате за счет средств бюджета Пермского края (оплата консультации врача-психиатра).
При этом суды обоснованно отметили, что финансирование специализированной медицинской помощи, за исключением высокотехнологичной, возможно как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств ОМС в зависимости от того, предоставляется медицинская услуга за счет средств бюджетов или оказывается в рамках программы ОМС.
Суды, проанализировав содержание указанных выше Программ, Единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе ОМС на территории Пермского края, нормативные документы, разработанные и утвержденные Министерством здравоохранения Пермского края, в том числе единые медико-экономические стандарты для МУ Пермского края, пришли к выводу о том, что фактически услуги врача-психиатра (консультация) были оказаны и оплачены при оказании медицинской помощи по заболеваниям (нозологиям), объем диагностики и лечения которых в соответствии со медико-экономическими стандартами включает консультацию психиатра при наличии показаний или вне зависимости от них.
Доказательств того, что спорные услуги, оплаченные за счет средств ОМС, были использованы учреждением не для целей оказания медицинских услуг в рамках программ ОМС, не представлены.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что фондом не доказано нецелевое использование больницей средств ОМС (при оплате услуг врача-психиатра) в 2010-2012 гг., и в этой части правомерно отказали в удовлетворении требований.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2013 по делу N А50-16223/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), которым определено, что ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
...
До 01.01.2011 данные отношения регулировались Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
...
В соответствии с Программами государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011, 2012 гг., утвержденными законами Пермского края соответственно от 25.12.2009 N 561-ПК, от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 N 887-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями БК РФ, действующей Единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, Порядка определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом ОМС."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2014 г. N Ф09-2743/14 по делу N А50-16223/2013