Екатеринбург |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А50-25257/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саммит" (далее - общество "Саммит") на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.02.2015 по делу N А50-25257/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Саммит" - Удодов Д.М. (адвокат, доверенность от 26.01.2015) и Варакшина Н.И. (директор, приказ от 17.08.2014 N 2);
прокуратуры Пермского края- Линчак А.Н. (прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области, доверенность от 26.06.2015 N 8/2-15-15).
От администрации Кишертского муниципального района Пермского края (далее - администрация) в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель прокурора Пермского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Комитету записи актов гражданского состояния Пермского края (далее - Комитет), обществу "Саммит", администрации с иском о признании недействительными (ничтожными) договора долгосрочной аренды здания (сооружения) от 12.12.2012 N 12/12/2012, заключенного между обществом "Саммит" и Комитетом; договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 18.02.2014, заключенного между Комитетом и администрацией, и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решением суда от 02.02.2015 (судья Гусельникова Н.В.) исковые требования удовлетворены. Договор долгосрочной аренды здания (сооружения) от 12.12.2012 N 12/12/2012, заключенный между обществом "Саммит" и Комитетом, признан недействительным (ничтожным); прекращена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации от 13.12.2012 N 59-59-09/099/2012-265. Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 18.02.2014, заключенный между Комитетом и администрацией, признан недействительным (ничтожным). На администрацию возложена обязанность передать Комитету здание общей площадью 174,4 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, Кишертский р-н, с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская,12а, а также земельные участки, переданные по акту приема-передачи к договору безвозмездного пользования от 18.02.2014. На Комитет возложена обязанность передать обществу "Саммит" указанное здание, а также земельные участки, переданные по акту приема-передачи недвижимого имущества от 12.12.2012. Кроме того, в доход федерального бюджета с общества "Саммит" взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб., с Комитета - 6000 руб., с администрации - 3000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда отменено в части взыскания с администрации и Комитета государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Саммит" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение п. 2 ст. 166, ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 9, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе". Как указывает заявитель жалобы, прокурор в исковом заявлении обязан указать, в чьих интересах предъявляется иск. Вместе с тем исковое заявление прокурора не содержит обоснования нарушения публичных интересов. Заявитель также указывает, что оспариваемые договор долгосрочной аренды здания и договор безвозмездного пользования являются самостоятельными сделками, не взаимосвязанными между собой. Следовательно, суд неправомерно указал на наличие взаимосвязи между ними. Кроме того, общество "Саммит" полагает, что суд первой инстанции в своем решении необоснованно сослался на Положение о Комитете в редакции постановления Правительства Пермского края от 15.08.2014 N 85-п, которое не действовало на момент заключения спорных договоров, так как исходя из содержания действовавшего на момент заключения указанных сделок Положения о Комитете (в редакции постановления Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 15-п), превышения полномочий, нарушения законодательства при заключении договора аренды допущено не было.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и прокурор просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом "Саммит" (арендодатель) и Комитетом (арендатор) 12.12.2012 заключен договор долгосрочной аренды здания (сооружения) N 12/12-2012, в соответствии с п. 1.1 которого и приложения N 1 к договору арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование нежилое административное здание общей площадью 174,4 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, Кишертский р-н, с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, д. 12а. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 13.12.2012.
В соответствии с п. 1.2 договора арендатору одновременно с передачей в аренду здания общей площадью 174,4 кв. м передаются права пользования той частью земельного участка, которая занята этим зданием или пропорциональна его размеру и необходима для его использования и свободного доступа к нему. Права арендатора по пользованию частью земельного участка не являются правоотношениями по его аренде и не подлежат государственной регистрации.
По акту приема-передачи от 12.12.2012 объект аренды и права и обязанности на земельные участки с кадастровым номером 59:22:0160120:53 общей площадью 710 кв. м и с кадастровым номером 59:22:0160120:50 общей площадью 50 кв. м переданы арендатору.
Срок договора сторонами установлен на 15 лет (п. 4.1 договора).
В пункте 5.1 договора стороны установили, что стоимость аренды недвижимого имущества за 15 лет составляет 28 252 800 руб. (без НДС, коммунальных платежей, затрат на страхование и расходов на текущий ремонт).
В приложении N 5 к договору от 12.12.2012 сторонами согласован график платежей, в соответствии с которым все платежи должны быть произведены до 25-го числа каждого месяца в следующем порядке:
- первый платеж - в размере 2 463 718 руб.;
- второй платеж - 2 463 718 руб.;
- третий платеж - 2 463 718 руб.;
- четвертый платеж - 1 084 686 руб.;
- платежи с 5-го по 180-й - по 112 369 руб.
В последующем в отношении указанного здания общей площадью 174,4 кв. м между Комитетом (ссудодатель) и администрацией (ссудополучатель) 18.02.2014 заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Договор в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не был зарегистрирован.
Согласно распоряжению главы Кишертского муниципального района от 26.02.2014 N 18-01-02 указанное здание занимает Отдел записи актов гражданского состояния администрации Кишертского муниципального района.
Прокурор, указывая на то, что подписание Комитетом с обществом "Саммит" договора долгосрочной аренды здания от 12.12.2012 N 12/12-2012 и Комитетом и администрацией договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 18.04.2014, осуществлено с превышением полномочий Комитета, предусмотренных ст. 4, 6 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон об актах гражданского состояния) и Положением о Комитете; исполнение Комитетом указанных договоров влечет неэффективное использование средств бюджета Пермского края, обратился в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к выводу о том, что спорные договоры заключены Комитетом в отсутствие полномочий, предусмотренных ст. 4, 6 Закона об актах гражданского состояния, Положением о Комитете, что в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ( в редакции, действующей на момент заключения сделок), влечет их недействительность (ничтожность), применив последствия недействительности сделок в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, оставив без изменения решение суда в части признания оспариваемых сделок ничтожными и применения последствий недействительности сделок ввиду отсутствия полномочий у Комитета на их заключение. В части взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины с Комитета и администрации суд апелляционной инстанции отменил решение суда, указав на освобождение администрации и Комитета от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 4 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В пункте 1 ст. 3 Закона Пермского края от 12.03.2007 N 18-ПК "О наделении органов местного самоуправления Пермского края полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" (далее - Закон Пермского края о наделении полномочиями) установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, указанными в п. 1 ст. 10 данного Закона.
В силу п. 1, 2, 3 ст. 5 Закона Пермского края о наделении полномочиями органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют переданные им полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, указанных в Реестре, организуют деятельность по регистрации актов гражданского состояния в соответствующих муниципальных образованиях в пределах выделенных субвенций. Органы местного самоуправления создают надлежащие условия для проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).
Полномочия органа записи актов гражданского состояния Пермского края установлены в ст. 9 Закона Пермского края о наделении полномочиями.
В пункте 1 указанной статьи установлено, что Комитет является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет обеспечивает органы местного самоуправления бланками свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 2 ст. 9 Закона Пермского края о наделении полномочиями).
Согласно п. 3 ст. 9 Закона Пермского края о наделении полномочиями Комитет осуществляет контроль за надлежащим исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В целях контроля Комитет вправе:
- производить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;- запрашивать и получать в установленный срок необходимые документы, отчеты, аналитическую и иную информацию об осуществлении полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;- выдавать предписания по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами; получать устные и(или) письменные объяснения от должностных лиц местного самоуправления; организовывать систему учета и отчетности по осуществлению полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, установленную для соответствующей отрасли; осуществлять контроль за использованием и надлежащим хранением бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния; производить передачу финансовых средств в бюджеты органов местного самоуправления Пермского края по реализации полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
рассматривать в пределах своей компетенции жалобы граждан на действия и(или) бездействие органов местного самоуправления по вопросам регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края; осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением правительства Пермского края от 24.07.2006 N 15-п утверждено Положение о Комитете.
В части распоряжения имуществом (в том числе денежными средствами бюджета Пермского края) Комитет согласно ст. 9 Закона Пермского края о наделении полномочиями и Положению о Комитете (в редакции постановления правительства Пермского края от 08.06.2010 N 312-п) вправе:
- организовывать деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края (п. 2.2.2 Положения);
- обеспечивать органы местного самоуправления бланками записей актов гражданского состояния, свидетельств и заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и другой необходимой информацией (п. 3.9 Положения);
- реализовывать функции главного распорядителя средств (администратора расходов краевого бюджета), зачисленных в бюджет Пермского края для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (за счет средств федерального бюджета), осуществлять контроль за их расходованием и иные полномочия в соответствии с действующим законодательством (п. 3.25 Положения.);
- заключать договоры и соглашения по вопросам его деятельности (п. 3.23 Положения);
- владеть, пользоваться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, в соответствии с назначением имущества и задачами, стоящими перед Комитетом. Распоряжение имуществом осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 4.2 Положения).
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из приведенных норм права, положений Закона Пермского края о наделении полномочиями, а также Положения о Комитете в редакции, действующей на дату заключения оспариваемых сделок, суды пришли к правомерному выводу о том, что в компетенцию Комитета не входит заключение договоров аренды недвижимого имущества в целях обеспечения деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных им государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе путем предоставления арендованных помещений в безвозмездное пользование.
Судами установлено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций на соответствующий финансовый год в виде субвенций (п. 1 ст. 6 Закона Пермского края о наделении полномочиями).
Согласно п. 2, 3, 5, 6 ст. 6 Закона Пермского края о наделении полномочиями распределение субвенций органам местного самоуправления утверждается законом Пермского края о бюджете края на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию. Размер субвенций, выделяемых органу местного самоуправления для обеспечения полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, определяется в соответствии с Методикой распределения субвенции органам местного самоуправления для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - Методика). Субвенция зачисляется в бюджеты муниципальных образований на счета, открытые в органах федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований. Средства на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Указанная Методика не предусматривает возможности учета в составе субвенции расходов Комитета по оплате помещений, занимаемых органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им государственные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о превышении Комитетом полномочий при заключении им с обществом "Саммит" договора долгосрочной аренды от 12.12.2012 N 12/12-2012 и с администрацией договора безвозмездного пользования от 18.02.2014, вследствие чего признали их недействительными (ничтожными) в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4, 6 Закона об актах гражданского состояния.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемые договоры являются самостоятельными сделками, в связи с чем суды неправомерно установили взаимосвязь между ними, отклоняется судом кассационной инстанции.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, материалами дела доказано, что целью заключения договора долгосрочной аренды здания от 12.12.2012 N 12/12-2012 являлась последующая передача указанного здания в пользование отделу записи актов гражданского состояния администрации муниципального Кишертского района, что подтверждается приказом председателя Комитета от 12.12.2012. Для иных целей указанное здание Комитетом не использовалось и не предполагалось к использованию. Для исполнения функций Комитета, установленных Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 15-п (с последующими изменениями), данное здание ему не требуется, поскольку Комитет не имеет территориальных подразделений, в том числе в Кишертском районе.
При этом апелляционный суд верно отклонил ссылку общества "Саммит" на неправильное применение судом первой инстанции Положения о Комитете в редакции, не действовавшей на момент совершения оспариваемых сделок как не повлекшей принятия незаконного решения. Суд указал, что в Положении о Комитете в редакции постановления правительства Пермского края от 15.08.2014 N 815-п, примененной судом первой инстанции, изменилась только нумерация пунктов, но не их содержание. Редакции Положений о Комитете, утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 15-п, от 08.06.2010 N 312-п, также не предусматривали право Комитета обеспечивать органы местного самоуправления помещениями для реализации их полномочий.
Более того, основной целью деятельности Комитета является реализация полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории края. В связи с этим одной из задач Комитета (вне зависимости от редакций положения) является осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края.
Довод общества "Саммит" об отсутствии в исковом заявлении прокурора обоснования нарушения публично-правовых интересов, необходимость которого закреплена в ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснена в п. 9, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"), также был предметом исследования суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.02.2015 по делу N А50-25257/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саммит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.