Екатеринбург |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А60-46608/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Токмаковой А.Н., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (ОГРН 1046602082812, ИНН 6633001154; далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А60-46408/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Ванюхина О.В. (доверенность от 12.01.2015 N 2);
Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 45 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ОГРН 1026601073861, ИНН 6644002914; далее - ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области", учреждение) - Некрасова А.В. (доверенность от 02.06.2015).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области" о взыскании 82 793 руб. 87 коп., в том числе недоимки по налогу на прибыль организаций за 2013 год в размере 38 056 руб., в том числе: суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет в размере 3 779 руб., суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в размере 34 277 руб., недоимки по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2014 года в размере 18 018 руб., в том числе: суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет в размере 1802 руб., суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в размере 16216 руб., недоимки по налогу на прибыль организаций за полугодие 2014 года в размере 23706 руб., в том числе: суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет в размере 2370 руб., суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в размере 21336 руб., пени по налогу на прибыль организаций в размере 3 013 руб. 87 коп.
Решением суда от 26.01.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению инспекции, реализация товаров и услуг учреждениями не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией.
Налоговый орган указывает на то, что изменения в подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вступили в силу с 01.01.2015, обратной силы не имеют, на правоотношения 2013, 2014 гг. не распространяются.
Заявитель жалобы полагает, что представление ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области" 18.05.2015 в налоговый орган уточненных налоговым деклараций с уменьшением сумм ранее исчисленных авансовых платежей за 2014 г. влияют на сумму исковых требований ранее заявленных инспекцией, не соответствуют установленным судами обстоятельств по делу.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, согласно представленной 28.03.2014 ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области" в инспекцию налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 год сумма налога к уплате в федеральный бюджет составила 3892 руб., в бюджет субъекта РФ 35028 руб.
ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области" 17.07.2014 подало в налоговый орган уточенную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2013 год, с указанием суммы налога к уплате в федеральный бюджет 3779 руб., в бюджет субъекта РФ 34277 руб.
Согласно представленной ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" 09.04.2014 в инспекцию налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2014 года сумма налога к уплате в федеральный бюджет составила 1802 руб., в бюджет субъекта РФ 16216 руб.
ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" 26.08.2014 в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2014 года, с указанием суммы налога к уплате в федеральный бюджет по сроку 28.07.2014 - 1185 руб., по сроку 28.08.2014 - 1185 руб.; в бюджет субъекта РФ по сроку 28.07.2014 - 10668 руб., по сроку 28.08.2014 - 10668 руб.
Налоговым органом, по результатам камеральных проверок представленных учреждением налоговых деклараций, выявлено наличие у ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" задолженности по налогу на прибыль организаций; в адрес учреждения были направлены требования об уплате налогов от 30.04.2014 N 7228, от 05.09.2014 N 26705, 26706.
Неуплата ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" задолженности по налогам в добровольном порядке, послужило основанием для обращения инспекции с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что наличие задолженности по уплате налогов подтверждено материалами дела.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из того, что ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" является государственным учреждением, осуществляющим государственные функции по привлечению осужденных к труду, в связи с чем налоговым органом не доказано наличие у учреждения взыскиваемой недоимки.
При вынесении обжалуемого судебного акта апелляционный суд правомерно руководствовался правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.02.2015 N 302-КГ14-3438.
Правовая основа деятельности учреждения определена Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями которого предусмотрена, в том числе обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду.
В пункте 1.1 Устава учреждения установлено, что ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения; является некоммерческой организацией (пункт 1.6 Устава). Согласно пункту 1.10 Устава учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Данная правовая норма действует с 01.01.2011.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в качестве доходов федерального бюджета предусмотрены доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду.
В силу пункта 2 Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2010 N 73н (далее - Порядок N 73н), средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования (пункт 7 Порядка N 73н).
Согласно пункту 8 Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании Расходных расписаний.
Таким образом, пункт 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями приведенных выше нормативных правовых актов трактует рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку от реализации продукции.
В силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2011) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Учитывая изложенное, денежные средства, полученные в рамках исполнения учреждением такой государственной функции как привлечение осужденных к оплачиваемому труду в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В рассматриваемом случае спорные денежные средства являются выручкой учреждения от производства и выпуска молочной продукции с привлечением осужденных к оплачиваемому труду.
С учетом изложенной выше позиции Верховного Суда Российской Федерации о распространении положений подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2011) на доходы, полученные учреждением от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи применительно к установленным обстоятельствам, пришел к правомерному выводу о том, что полученные учреждением денежные средства от производства и выпуска молочной продукции с привлечением осужденных к оплачиваемому труду не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А60-46408/2014 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.