Екатеринбург |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А60-42158/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Черкасской Г.Н., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов администрации г. Екатеринбурга (далее - Департамент, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2015 по делу N А60-42158/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента - Устьянцева Е.А. (доверенность от 29.12.2014 N 33.13-17/898);
администрации г. Екатеринбурга (далее - Администрация) - Осипов Г.С. (доверенность от 31.12.2014 N 526/05/50.2-05);
общества с ограниченной ответственностью "Декар" (далее - ООО "Декар", истец) - Майоров Д.В. (доверенность от 10.01.2015).
ООО "Декар" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском (с учетом последующего уточнения размера требований) о взыскании с Департамента за счёт казны муниципального образования "город Екатеринбург" 4 191 665 руб. 36 коп. убытков, связанных с перевозкой на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в период с августа по декабрь 2012 года на городском общественном транспорте по регулярному маршруту N 042 "ТЦ Дирижабль-Химмаш" региональных и федеральных категорий граждан, установленных Перечнем, утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 г. N 72/15 "О социальной транспортной карте".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация в лице Комитета по транспорту и организации дорожного движения; открытое акционерное общество "Информационная сеть" (далее - ОАО "Информационная сеть"); Администрация в лице Комитета социальной политики; Екатеринбургская городская Дума.
Решением суда от 27.01.2015 (судья Полуяктов А.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также на принятие судами недостоверных и недопустимых доказательств.
По мнению ответчика положениями действующего постановления администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург"", установлено, что муниципальное образование возмещает затраты только двух категорий граждан, остальные категории компенсируются за счет областного бюджета, в связи с чем, по мнению Департамента, перевозка остальных льготных категорий граждан являлась правом, а не обязанностью перевозчика, поэтому полного погашения убытков транспортных организаций не предусматривается.
Заявитель жалобы также ссылается на недоказанность истцом размера убытков, так как полномочия ОАО "Информационная сеть" по ведению реестров льготной категории граждан, использующих социальную транспортную карту, не устанавливались, выданные им справки, на основании которых произведен расчет убытков, не могут приниматься в качестве документов, подтверждающих хозяйственную деятельность истца, поскольку они не являются первичными учетными документами либо бухгалтерскими документами; указанная организация не является организацией, осуществляющей бухгалтерский учет.
Как следует из материалов дела, между Администрацией в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети (комитет) и ООО "Декар" (перевозчик) заключен договор от 06.06.2012 N 042/2012 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - договор).
В соответствии с п. 1.1 договора в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования "город Екатеринбург" в пассажирских перевозках комитет предоставляет право перевозчику выполнения перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярного городского сообщения, проходящим по территории муниципального образования "город Екатеринбург", перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (маршрут), а перевозчик принимает на себя обязанность выполнять перевозки пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярного городского сообщения, приходящим по территории муниципального образования "город Екатеринбург", перечень которых содержится в приложении N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору определен маршрут регулярного городского сообщения N 042: начальный пункт - ТЦ Дирижабль, путь следования - Дагестанская - Грибоедова - Пархоменко - Щербакова - Лыжников - Походная - Новинская - Титова - 8 Марта - Шварца - Самоцветный бульвар - Крестинского - Родонитовая, конечный пункт - Химмаш.
В силу п. 3.2.15 договора перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров и багажа по утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования, с предоставлением отдельным категориям граждан преимущества по провозной плате, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург.
В соответствии с дополнительным соглашением от 03.07.2012 к договору присоединения оператора и перевозчика от 22.12.2009 N ПО1/12 к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга" истец присоединился к участию в работе системы "Транспортная карта города Екатеринбурга" - организованному ОАО "Информационная сеть" единому информационному пространству, предназначенному для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.
ООО "Декар" в период с августа по декабрь 2012 года осуществило перевозку пассажиров на городском общественном транспорте на маршруте N 042 "ТЦ Дирижабль-Химмаш".
Полагая, что у истца возникли убытки, связанные с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярному маршруту N 042 в период с августа по декабрь 2012 года, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В спорный период истец, осуществляя перевозку в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов - решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте", постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 г. N 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования" обеспечил возможность льготного проезда гражданам на основании персональных бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт "социальная транспортная карта" (далее - социальная транспортная карта), выданных отдельным категориям граждан.
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании социальной транспортной карты, утвержден вышеназванным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 г. N 72/15 "О социальной транспортной карте".
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как разъяснено в п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, как верно указали суды, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму не полученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.
Заявленные к взысканию расходы понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15".
В преамбуле названного решения Екатеринбургской Думы сделана ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной.
Судами правильно указано на то, что поскольку, предъявленные истцом расходы понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" в качестве меры дополнительной социальной поддержки и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15", указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что ответчиком в материалы дела представлен контррасчет убытков истца за период с августа по декабрь 2012 года в сумме 4 191 665 руб. 36 коп., размер которых определен на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий (согласно данным об объеме проездов и карт по сериям льготных персональных карт ОАО "Информационная сеть"), а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями РЭК Свердловской области.
Истец согласился с данным контррасчетом, уменьшив исковые требования до указанной в расчете ответчика суммы.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования ООО "Декар", взыскав с Департамента за счёт казны муниципального образования "город Екатеринбург" убытки в размере 4 191 665 руб. 36 коп.
При этом расчет убытков исследован и оценен судом апелляционной инстанции с учетом позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 N 301-ЭС14-2273, согласно которой поскольку муниципальным образованием "город Екатеринбург" соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, в отношении провоза которых заявлены убытка, не приняты, сумма убытков определена истцом верно.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о недостоверности произведенного истцом расчета суммы убытков, основанном на данных ОАО "Информационная сеть", осуществляющего программное обеспечение и ведущего учет фактических перевозок льготной категории пассажиров, данные которого принимаются ответчиком при выплате субсидии перевозчикам в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург", поскольку поданные истцом сведения, полученные от третьего лица ОАО "Информационная сеть", для выплаты субсидий ответчиком никогда не оспаривались и по настоящему делу не опровергнуты.
Ссылка заявителя жалобы на названное постановление Администрации от 21.06.2011 N 2604 в обоснование довода об отсутствии у него обязанности по возмещению убытков по всем льготным категориям граждан, судом отклоняется, поскольку данное постановление устанавливает порядок предоставления субсидий перевозчикам, между тем предметом иска является возмещение убытков перевозчику, возникших в результате перевозки отдельных категорий граждан.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2015 по делу N А60-42158/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.