Екатеринбург |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А47-12802/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство, административный орган) на решение Арбитражного Оренбургской области от 12.02.2015 по делу N А47-12802/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Розница-Оренбург" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к министерству о признании недействительным предписания от 20.10.2014 N 28 в части обеспечения наличия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на реализуемую алкогольную продукцию (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.02.2015 (судья Сиваракша В.И.) заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным п. 2 предписания от 20.10.2014 N 28 об устранении выявленных нарушений.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 (судьи Плаксина Н.Г., Малышев М.Б., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Министерство указывает, что требование о наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на алкогольную продукцию установлено п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров) и является обязательным при осуществлении розничной продажи указанной продукции.
Заявитель жалобы считает, что продавец алкогольной продукции обязан иметь в месте продажи либо оригинал сертификата соответствия или декларации о соответствии на эту продукцию, либо его копию.
Министерство полагает, что поскольку сертификат соответствия или декларация о соответствии выдается органом по сертификации заявителю (организации, указанной в графе "сертификат выдан" или организации, принявшей декларацию) в единственном экземпляре, то эта организация является держателем подлинника сертификата соответствия или декларации о соответствии, которая вправе заверять копии выданных сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, а предоставление проверяющим органам копии сертификата соответствия, заверенной поставщиком (который не является одновременно держателем) считается нарушением правил розничной продажи алкогольной продукции.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что представленные обществом к проверке свето(ксеро)копии документов, заверенные поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Регион 63" (далее - общество "Регион 63"), не имеют юридической силы и не являются документами, обязательными в силу п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, соответственно, министерством правомерно выдано обществу предписание в части обеспечения наличия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на реализуемую алкогольную продукцию.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 13.10.2014 N 26/обр сотрудниками министерства проведена внеплановая выездная проверка общества по адресам: Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Белинского, д. 39В, литер Б, ул. Некрасова, д. 44А, литер ББ1, с целью проверки соблюдения лицензионных требований, о чем составлен акт от 17.10.2014 N 26/вн/обр.
По результатам проверки министерством выдано предписание от 20.10.2014 N 28, п. 2 которого в срок до 17.11.2014 заявителю предписано обеспечить наличие сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на реализуемую алкогольную продукцию (п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Полагая, что вынесенное предписание незаконно и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 данного Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 указанного Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 названного Федерального закона.
Перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, установлен в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (ч. 2 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что правила розничной продажи алкогольной продукции определены, в частности, Федеральным законом N 171-ФЗ, Правилами продажи отдельных видов товаров.
При применении Правил продажи отдельных видов товаров следует учитывать, что исключение с 1 января 2013 года из них раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" не отменяет действие в отношении правил продажи такой продукции соответствующих норм раздела I "Общие положения" и раздела II "Особенности продажи продовольственных товаров" (п. 1 - 38 данных Правил).
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1007) продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
С учетом изложенного судами верно отмечено, что продавец при розничной продаже алкогольной продукции должен обладать подлинниками сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на реализуемую алкогольную продукцию либо их копиями, заверенными держателем подлинника сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, нотариусом, органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, поставщиком или продавцом.
Судами установлено, что в ходе внеплановой выездной проверки министерством выявлено нарушение п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно, обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции без подлинников сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, на реализуемую алкогольную продукцию. Представленные к проверке ксерокопии документов не имеют юридической силы, так как не заверены держателями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, на реализуемую алкогольную продукцию обществом предъявлены копии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, заверенные поставщиком обществом "Регион-63".
При установленных обстоятельствах, суды обоснованно посчитали, что требования министерства о необходимости обеспечить наличие в торговых точках общества подлинников сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на реализуемую алкогольную продукцию либо их копий, заверенных держателями подлинников сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, нотариусом, органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, не соответствует положениям п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 16 постановления Пленума от 11.07.2014 N 47.
Кроме того, действующее законодательство устанавливает обязанность держателя сертификата представлять заверенные им копии сертификатов и деклараций только при первичной продаже алкогольной продукции. Требование о наличии на торговых точках сертификатов соответствия или декларации о соответствии, заверенных держателем этих документов, противоречит действующему законодательству и ущемляет права участников рынка алкогольной продукции.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что выданное министерством предписание не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Фактические обстоятельства судами установлены в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе министерством не приведено.
Нормы материального права применены судами правильно Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2015 по делу N А47-12802/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.