Екатеринбург |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А07-14770/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация; ОГРН: 1020201756585) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2014 по делу N А07-14770/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. Указанное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (далее - заявитель, общество, ООО "ГЖУ"; ИНН: 0260012054, ОГРН: 1070260001151) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания администрации от 09.07.2014 N П14/27-жк.
Решением суда от 23.12.2014 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на законности своих действий по проверке спорного дома, поскольку в соответствии с п. 2.1 Положения о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Дюртюлинский район от 10.04.2013 N 9-97, администрация имеет право проверять любой жилой фонд на своей территории независимо от его формы собственности.
При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГЖУ" с целью проверки фактов, изложенных в обращении жительницы дома N 38/1 по ул. Н. Наджми в г. Дюртюли, администрацией составлен акт от 09.07.2014 N А14/27-жк, в котором отражены выявленные несоответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и выдано предписание N П14/27-жк по устранению нарушений в срок до 28.07.2014.
Не согласившись с указанным ненормативным актом заинтересованного лица, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии у администрации законных оснований для проведения проверки.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Из анализа указанных норм права следует, что порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица
Согласно Административному регламенту по осуществлению муниципального жилищного контроля, утвержденному постановлением главы администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан от 22.05.2013 N 5/36 (далее - Административный регламент) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального района Дюртюлинский район проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и республиканскими законами в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (п. 1.3 Административного регламента).
Целями муниципального жилищного контроля являются обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде (п. 1.4 Административного регламента).
Объектом муниципального контроля является жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности, расположенный на территории муниципального района Дюртюлинский район, за исключением объектов, контроль за которыми отнесен к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Башкортостан (п. 1.8 Административного регламента).
Руководствуясь вышеназванными нормами права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды верно установили, что администрацией проведена проверка в отношении жилых помещений (квартир), не относящихся к муниципальному жилищному фонду.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества о признании оспариваемого предписания недействительным.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, судами первой и апелляционной инстанций им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка на дело N А07-14240/14 Арбитражного суда Республики Башкортостан отклоняется, поскольку в данном деле рассматривались вопросы общедомового имущества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2014 по делу N А07-14770/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.