Екатеринбург |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А50-23696/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спейс-Джем" (далее - общество "Спейс-Джем", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2015 по делу N А50-23696/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) - Кузнецова А.В. (доверенность от 13.01.2015 N 13-17/00088);
Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее - управление) - Кузнецова А.В. (доверенность от 22.07.2015 N 09-19/18).
Обществом "Спейс-Джем", федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Пермского филиала, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю заявлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Спейс-Джем" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 23.06.2014 N 15/19142 (далее - решение инспекции) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения управления от 21.08.2014 N 18-18/308 (далее - решение управления).
Определением суда от 21.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Пермского филиала (далее - третьи лица).
Решением суда от 18.02.2015 (судья Торопицин С.В.) требования удовлетворены частично, признано недействительным решение инспекции в части привлечения общества "Спейс-Джем" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа превышающего 15 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Спейс-Джем".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Спейс-Джем" просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению общества "Спейс-Джем", кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 25 324 000 руб. подлежала применению с 01.01.2013. Судами неверно разрешен вопрос о том, с какого момента налогоплательщик вправе применить кадастровую стоимость земельного участка, установленную вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2013 по делу N А50-18081/2013.
Заявитель жалобы указывает, что судами ошибочно не применена ст. 24.20 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку по состоянию на 18.11.2014 (момент обращения в суд с заявлением) вступил в законную силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Для применения положений п. 3 ст. 5 Кодекса имелись все необходимые условия.
Доводов относительно привлечения общества "Спейс-Джем" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, а также в отношении решения управления кассационная жалоба не содержит.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция, управление просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Отзывов на кассационную жалобу третьими лицами не представлено.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год инспекцией составлен акт от 30.04.2014 N 15/23938 и вынесено решение, которым обществу "Спейс-Джем" доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 158 205 руб. (694 191 руб. - 535 986 руб.), начислены пени в сумме 2 977 руб. 47 коп. Кроме того, общество "Спейс-Джем" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 31 641 руб.
Основанием для вынесения решения инспекции послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом "Спейс-Джем" при исчислении налога рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2013 по делу N А50-18081/2013.
При исчислении земельного налога налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" (далее - постановление N 727-п), вступившим в силу с 01.01.2013.
Решением управления решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решения инспекции и управления приняты с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением N 727-п утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края согласно приложениям 1-48 к данному постановлению (п. 1). Кадастровая стоимость, утвержденная настоящим постановлением, применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Кадастровая стоимость, утвержденная настоящим постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2010 года (п. 7).
В постановлении N 727-п под позицией N 45820 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410109:13 на 01.01.2013 определена в размере 55 758 322 руб. (2 339 кв. м * 23 838,53 руб./кв. м), где 2 339 кв. м - площадь земельного участка, 23 838,53 руб./кв. м - удельный показатель кадастровой стоимости земли.
Арбитражным судом Пермского края вынесено решение от 10.12.2013 по делу N А50-18081/2013, которым установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410109:13, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание ресторана, общей площадью 2 339,0 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Сибирская, 25, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 25 324 000 руб.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к верному выводу о том, что кадастровая стоимость принадлежащего обществу "Спейс-Джем" земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410109:13, установленная решением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2013 по делу N А50-18081/2013, не подлежит применению при исчислении обществом "Спейс-Джем" земельного налога за 2013 год.
Таким образом, при исчислении обществом "Спейс-Джем" земельного налога за 2013 год в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 727-п, в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за указанный налоговый период.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, подлежат отклонению. Кроме того, они являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2015 по делу N А50-23696/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спейс-Джем" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.