Екатеринбург |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А60-44381/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Смирнова А. Ю., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2015 по делу N А60-44381/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Билалова Сайгида Лабазановича - Брусницина Т.С. (доверенность от 20.07.2015).
Ходатайство Департамента лесного хозяйства Свердловской области о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя рассмотрено и удовлетворено судом кассационной инстанции на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке, предусмотренном положениями ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Алапаевское".
Индивидуальный предприниматель Билалов Сайгид Лабазанович (далее -предприниматель Билалов С.Л.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском об обязании Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент) внести изменения в виде исключения из лесного реестра части земельного участка площадью 65898 кв. м, лесной квартал 23 выдел 12 урочище производственный сельскохозяйственный кооператив "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, а также части земельного участка площадью 38056 кв. м, лесной квартал 23 выдел 14 урочище производственный сельскохозяйственный кооператив "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества. Также истец просил обязать Департамент внести изменение в пункт 1 договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 591, исключив из предмета договора - выделы 12, 14 в 23 лесном квартале, урочище производственный сельскохозяйственный кооператив "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества - части выделенных земель с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2015 (судья Трухин В.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (судьи Васильева Е.В., Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права: ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8, 67, 68, 69, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что выделы 12 и 14 квартала 23 урочища производственного сельскохозяйственного кооператива "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Свердловской области "Алапаевское лесничество" принадлежат на праве собственности Российской Федерации, относятся к эксплуатационным лесам и находятся в составе земель лесного фонда, указывает, что процедур по исключению или переводу указанных земельных участков из категории земель лесного фонда в иную категорию не производилось, оснований, установленных разделом 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии российской федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", позволяющих внести изменения в государственный лесной реестр, не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Билалов С.Л. просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 591 (далее - договор), по условиям которого арендатору во временное пользование передан лесной участок для заготовки древесины площадью 1501 га с условным номером лесного участка в государственном лесном реестре 65:201:01:0069/3, а также лесной участок для заготовки древесины площадью 1837 га с условным номером лесного участка в государственном лесном реестре 65:201:01:0069/4, находящиеся в федеральной собственности.
Переданный в аренду лесной участок общей площадью 3338 га, расположен по адресу: Свердловская область, муниципальное образование "Алапаевское", Алапаевское лесничество, Кировское участковое лесничество, из них участок площадью 1501 га - в урочище производственного сельскохозяйственного кооператива "Путиловский", кварталы 10, 14, 18-23; площадью 1837 га - в урочище производственного сельскохозяйственного кооператива "Синячихинский", кварталы 2, 13, 23, 28, 29, 37, 39, 40.
В соответствии с пп. "г" п.11 договора арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, передать свои права и т.д. после проведения государственного кадастрового учета.
При проведении государственного кадастрового учета Федеральной службой Государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) установлено, что в соответствии с материалами государственного фонда части выделенных земель с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22 по координатам, указанным в документах Департамента, формируются в кадастровом квартале 66:01:2401001 в границах населенного пункта с. Нижняя Синячиха, в связи с чем Росреестром принято решение от 18.04.2014 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами предприниматель Билалов С.Л. обратился к Департаменту с заявлением об исключении из государственного лесного реестра части земель, формируемых в кадастровом квартале 66:01:2401001 в границах населенного пункта с. Нижняя Синячиха.
Департамент в письме от 08.10.2014 N 24-01-82/7277 отказал в исключении спорных участков из договора аренды в связи с отсутствием оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Невозможность истцом реализации своих прав в части постановки на кадастровый учет земельного участка и прав, предусмотренных п. 9 договора, послужила основанием для обращения предпринимателя Билалова С.Л. с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судами установлено, что государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Из материалов дела, в том числе из свидетельства о праве собственности от 21.11.2008, следует, что спорный земельный участок образован из исходного лесного земельного участка Алапаевского лесничества, находится в собственности Российской Федерации, в связи с вступлением в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации внесен в государственный кадастр недвижимости со статусом ранее учтенного, при этом его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) посредством определения координат характерных точек, не устанавливались.
При таких обстоятельствах, исходный земельный участок, включенный в земли Алапаевского лесничества, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра, то есть в силу требований кадастрового законодательства его границы считаются неустановленными.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 4.1 Вводного закона к Лесному кодексу Российской Федерации указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно п. 1 ст. 4.2 указанного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу Российской Федерации план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
На основании ч. 6 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, поэтому в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости. При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.
Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов, поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований, подготовка и утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и относятся к градостроительной документации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе картографические материалы границ с. Нижняя Синячиха, решение Думы муниципального образования Алапаевское от 25.04.2013 N 419 об утверждении генерального плана с. Нижняя Синячиха в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что граница населенного пункта с. Нижняя Синячиха утверждена решением Малого совета народных депутатов в 1993 году, а также установлена генеральным планом муниципального образования Алапаевское применительно к с. Нижняя Синячиха, образуемые части земельных участков с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22 по представленным координатам формируются в кадастровом квартале 66:01:2401001 в границах населенного пункта с. Нижняя Синячиха, сведений об исключении частей с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22 из границ населенного пункта с. Нижняя Синячиха и включении их в состав земель лесного фонда, в материалах дела не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и пришли к правильному выводу, что спорные земельные участки неправомерно были включены в лесной реестр и подлежат исключению из государственного лесного реестра, т.к. входят в границы населенного пункта с. Нижняя Синячиха.
При таких обстоятельствах, в силу невозможности реализации истцом своих прав по договору аренды в части постановки на кадастровый учет земельного участка и осуществления прав, предусмотренных п. 9 указанного договора, суды правомерно обязали Департамент внести изменение в пункт 1 договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 591, исключив из предмета договора - выделы 12, 14 в 23 лесном квартале, урочище производственный сельскохозяйственный кооператив "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества - части выделенных земель с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами первой и апелляционной инстанций выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2015 по делу N А60-44381/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г.Беляева |
Судьи |
А.Ю.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.