Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2015 г. N Ф09-5095/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А60-44381/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Билалова Сайгида Лабазановича (ИНН 660100035146, ОГРН 304660110500039): Брусницына Т.С., паспорт, доверенность от 24.03.2015;
от ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834): не явились;
от третьего лица Администрации муниципального образования город Алапаевское: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 февраля 2015 года
по делу N А60-44381/2014,
принятое судьей Трухиным В.С.,
по иску индивидуального предпринимателя Билалова Сайгида Лабазановича
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
третье лицо: Администрация муниципального образования город Алапаевское
об обязании внести изменения в виде исключения из лесного реестра, о внесении изменений в договор,
установил:
Индивидуальный предприниматель Билалов Сайгид Лабазанович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском об обязании Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - ответчик, Департамент) внести изменения в виде исключения из лесного реестра части земельного участка площадью 65898 кв. м, лесной квартал 23 выдел 12 урочище ПСХК "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, а также части земельного участка площадью 38056 кв. м, лесной квартал 23 выдел 14 урочище ПСХК "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества. Также истец просил обязать Департамент внести изменение в пункт 1 договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 591, исключив из предмета договора - выделов 12, 14 в 23 лесном квартале, урочище ПСХК "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества - части выделенных земель с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области с решением суда не согласен, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм права. Как указывается ответчиком, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, относится к землям лесного фонда, в связи с чем оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр не имеется.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; решение суда считает законным и обоснованным. В судебном заседании представитель истца доводы письменного отзыва на жалобу поддержал.
Третье лицо - Администрация муниципального образования город Алапаевское представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица), что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.02.2010 между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 591, в соответствии с которым арендатору во временное пользование передан лесной участок для заготовки древесины площадью 1501 га с условным номером лесного участка в государственном лесном реестре 65:201:01:0069/3, а также лесной участок для заготовки древесины площадью 1837 га с условным номером лесного участка в государственном лесном реестре 65:201:01:0069/4, находящиеся в федеральной собственности.
Переданный в аренду лесной участок общей площадью 3338 га, расположен по адресу: Свердловская область, МО Алапаевское, Алапаевское лесничество Кировское, из них участок площадью 1501 га - в урочище ПСХК "Путиловский" кварталы 10, 14, 18-23; площадью 1837 га - в урочище ПСХК "Синячихинский" кварталы 2, 13, 23, 28, 29, 37, 39, 40.
В соответствии с подп. "г" п.11 договора арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, передать свои права и т.д. после проведения государственного кадастрового учета.
При проведении государственного кадастрового учета предприятием Росреестра установлено, что в соответствии с материалами государственного фонда части выделенных земель с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22 по координатам, указанным в документах Департамента, формируются в кадастровом квартале 66:01:2401001 в границах населенного пункта с. Нижняя Синячиха.
В связи с приостановлением осуществления кадастрового учета решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 18.04.2014 (л.д.81) предприниматель обратился к Департаменту с заявлением об исключении из государственного лесного реестра части земель, формируемых в кадастровом квартале 66:01:2401001 в границах населенного пункта с. Нижняя Синячиха (л.д.63).
Письмом от 08.10.2014 N 24-01-82/7277 Департамент отказался исключить спорные участки из договора аренды в связи с отсутствием оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр (л.д.86), что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные площади неправомерно включены в лесной реестр, так как входят в границы населенного пункта.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса.
Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Как следует из материалов дела, лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314, о кадастровом учете которого заявил предприниматель, относится к землям лесного фонда и образован из исходного лесного земельного участка Алапаевского лесничества.
Этот исходный лесной земельный участок находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о праве собственности от 21.11.2008 - л.д.98) и в связи с вступлением в законную силу Лесного кодекса был внесен в государственный кадастр недвижимости со статусом ранее учтенного.
При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном земельном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера 66:01:0000000:314 его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, посредством определения координат характерных точек не устанавливались.
Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (л.д.100).
Из решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 18.04.2014 также следует, что в государственном кадастре недвижимости графические сведения на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 отсутствуют (л.д.82).
Таким образом, исходный лесной земельный участок, занимающий в земли Алапаевского лесничества, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра.
Следовательно, в рассматриваемом случае исходный земельный участок представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого установлены и определены в соответствии с лесным законодательством, но в силу требований кадастрового законодательства считаются неустановленными.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.
В частности, Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.
При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 N 4890/14.
Как следует из положений статей 8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, земли населенных пунктов не подлежат включению в земли лесного фонда, что в силу закона может потребовать образования на землях лесничества нескольких земельных участков.
В соответствии со ст.84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральные планы городских округов, поселений согласно ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются документами территориального планирования муниципальных образований, подготовка и утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (ст. 8 Градостроительного кодекса РФ), и относятся к градостроительной документации.
Согласно ст.15 Закона о кадастре недвижимости сведения об установлении или изменении границ населенного пункта вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления и в обязательном порядке направленных в орган кадастрового учета.
Согласно части 5 указанной статьи обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в случае изменения границ населенного пункта или утверждения правил землепользования и застройки является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Частью 6 ст.15 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что если сведения об установлении и утверждении границ населенного пункта не внесены в государственный кадастр недвижимости в установленные сроки, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявление о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. В этом случае орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, граница населенного пункта с. Нижняя Синячиха утверждена решением Малого совета народных депутатов в 1993 году, также установлена генеральным планом МО Алапаевское применительно к с. Нижняя Синячиха, утвержденным решением Думы МО Алапаевское второго созыва N 419 от 25.04.2013.
Согласно информации, представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, образуемые части земельных участков с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22 по представленным координатам формируются в кадастровом квартале 66:01:2401001 в границах населенного пункта с. Нижняя Синячиха.
Сведений об исключении частей с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22 из границ населенного пункта с. Нижняя Синячиха и включении их в состав земель лесного фонда в материалах дела не имеется. Указанное подтверждается картографическим материалом границ с. Нижняя Синячиха и решением Думы муниципального образования Алапаевское от 25.04.2013 N 419 об утверждении генерального плана с. Нижняя Синячиха.
Из письма Управления Росреестра по Свердловской области от 18.07.2014 N 26-27/14517 в ответ на запрос Департамента от 23.06.2014 следует, что до настоящего времени в государственный фонд данных землеустройства Управления землеустроительное дело по описанию местоположения границ с.Нижняя Синячиха не поступало.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что спорные земельные участки относятся к землям населенного пункта и ошибочно продолжают учитываться в лесном реестре, в связи с чем подлежат исключению из данного реестра.
Поскольку истец не может реализовать свои права по договору аренды лесного участка N 591 от 25.02.2010 в части постановки на кадастровый учет земельного участка и реализации прав по п. 9 указанного договора, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент внести изменение в пункт 1 договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 591, исключив из предмета договора - выделов 12, 14 в 23 лесном квартале, урочище ПСХК "Синячихинский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества - части выделенных земель с условными номерами 66:01:0000000:314/21 и 66:01:0000000:314/22.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями ст. 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах, решение суда не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2015 года по делу N А60-44381/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44381/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2015 г. N Ф09-5095/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Билалов Сайгид Лабазанович
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Третье лицо: Администрация МО Алапаевское, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛАПАЕВСКОЕ