Екатеринбург |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А07-20409/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Токмаковой А.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - министерство финансов) и Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - министерство природопользования и экологии) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2015 по делу N А07-20409/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства финансов - Аллаярова С.С. (доверенность от 25.11.2014 N 08-15-22);
министерства природопользования и экологии - Нафиков Р.Ш. (доверенность от 16.10.2014 N 13/08627);
открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество, общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть") - Батраева Л.Ф.(доверенность от 16.12.2014 N Дов /8/591/14).
Общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд в Республики Башкортостан с заявлением к министерству финансов о признании незаконными действий, выразившихся в возврате и неисполнении требований исполнительного листа Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2006 N 085059.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство природопользования и экологии.
Решением суда от 19.02.2015 (судья Азаматов А.Д.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство природопользования и экологии просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что вывод судов о том, что новый трехгодичный срок предъявления к исполнению исполнительного листа исчисляется с момента возврата его взыскателю, противоречит позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в определении ВАС РФ от 28.11.2013 N ВАС -3557/13 по делу N А25-2105/2011, согласно которой "дата возврата исполнительного документа не служит основанием для исчисления нового срока для предъявления его к исполнению".
По мнению министерства природопользования и экологии, трехгодичный срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, и исчисляется именно с даты предъявления его к исполнению.
В кассационной жалобе министерство финансов просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное толкование судами положения ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.1, 2 ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что трехгодичный срок предъявления к исполнению исчислен судом с 21.07.2011, период с 12.04.2011 по 21.07.2012 квалифицируется как перерыв, в связи с чем судом сделан вывод, что на момент предъявления исполнительного листа - 25.06.2014 срок не истек. Однако, как считает заявитель, исполнительный лист от 28.06.2006 N 085059 предъявлен на исполнение в министерство финансов 27.04.2011, следовательно, с этой даты срок предъявления данного исполнительного листа в силу ч. 3 ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается прерванным.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2006 по делу N А07-1602/2006 удовлетворены исковые требования общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" о взыскании с министерства природных ресурсов Республики Башкортостан долга в сумме 192 543 000 руб. за выполненные по государственному контракту геологоразведочные работы и выдан исполнительный лист N 085059 о взыскании с должника в пользу заявителя указанной суммы.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2009 по делу N А07-1602/2006 произведена замена должника министерства природных ресурсов Республики Башкортостан его правопреемником - министерством природных ресурсов и экологии.
Из материалов дела следует, что после вступления в законную силу судебных актов общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" неоднократно направляло в финансовый орган исполнительный документ к исполнению, но каждый раз по просьбе должника отзывало его и, принимая во внимание возможную нагрузку на бюджет Республики Башкортостан, обращалось к должнику с предложением о погашении задолженности с рассрочкой платежа. Данный вопрос решен не был. Указанные обстоятельства заинтересованным лицом не оспариваются.
Заявлением от 12.04.2011 N 01-12-06/03956 общество направило исполнительный лист для исполнения в министерство финансов.
Заявлением от 21.07.2011 N 01-02-06/08688 заявитель отозвал указанный исполнительный лист со ссылкой на положения ст. 242.1 и 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Уведомлением от 21.07.2011 N 18-06-137 министерство финансов возвратило заявителю исполнительный документ.
Заявлением от 25.06.2014 N 10-06/09643, направленным по почте 27.06.2014, общество вновь предъявило исполнительный лист от 28.06.2006 N 085059 к исполнению в министерство финансов. Указанное заявление получено адресатом 30.06.2014, что подтверждено описью вложения с отметкой органа связи и почтовым уведомлением.
Уведомлением от 03.07.2014 N 18-12-243 министерство финансов возвратило заявителю исполнительный лист, указав на предъявление его к исполнению с пропуском установленного ч.1 ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехгодичного срока, исчисленного с 26.04.2011 (указанная заинтересованным лицом дата первоначального предъявления исполнительного листа к исполнению).
Считая, вышеуказанные действия министерства финансов незаконными, общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, пришли к выводу о несоответствии оспоренных действий министерства финансов требованиям закона.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1, 2, 3 ст. 242.1 Кодекса, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является в том числе нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Статьей 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки: 1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта; 2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1). В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению (ч.2). Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта (ч.3). В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения (ч.4).
В соответствии с п.1, 2 ст. 22 Закона N 229- ФЗ, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается в том числе предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь ч.2 и 3 ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.1, 2 ст. 22 Закона N 229-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае установленный п.1 ч.1 ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехгодичный срок предъявления исполнительного листа к исполнению следует исчислять с 21.07.2011 (с учетом его перерыва в период с 12.04.2011 по 21.07.2011), а потому на момент предъявления исполнительного листа к исполнению заявлением от 25.06.2014 этот срок не истек.
В этой связи, как правильно указал суд апелляционной инстанции, возврат исполнительного листа без исполнения по мотиву его предъявления по истечении указанного срока следует признать незаконным и создающим обществу препятствия в реализации его прав как взыскателя по исполнительному документу. То ест наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя, подтверждено.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана подробная надлежащая правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При изложенных обстоятельствах доводы, приведенные в кассационной жалобе, не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2015 по делу N А07-20409/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан и Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.