Екатеринбург |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А07-22653/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Черкезов Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 по делу N А07-22653/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Государственное унитарное предприятие "Башавтотранс" Республики Башкортостан (далее - ГУП "Башавтотранс" РБ, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решения от 22.10.2014 по делу N 328-18.1/14 и предписания от 22.10.2014 N 82-328-18.1/14, вынесенных УФАС России по Республике Башкортостан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Общественный координационный совет по делам инвалидов городского округа город Уфа и общество с ограниченной ответственностью "Уралавтомаркет".
Решением суда от 27.01.2015 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт. Считает подтвержденным факт того, что ГУП "Башавтотранс" РБ в закупочной документации не были учтены положения действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования транспортными средствами.
Предприятием представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по Республике Башкортостан из прокуратуры Республики Башкортостан поступило обращение Общественного координационного совета по делам инвалидов городского округа город Уфа, в котором сообщалось о нарушении ГУП "Башавтотранс" РБ условий ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что выразилось в отсутствии в размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru информации об открытом запросе цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг) - автобусов ПАЗ 320302-08 (извещение N 31401538275), - указаний в техническом задании, на конкретные ГОСТы и ТУ, что, по мнению Общественного координационного совета по делам инвалидов городского округа город Уфа, нарушало права маломобильных групп населения.
УФАС России по Челябинской области 22.10.2014 вынесено решение по жалобе N 328-18.1/14, которым:
- жалоба Общественного координационного совета по делам инвалидов городского округа город Уфа на действия ГУП "Башавтотранс" при проведении запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг): автобусы ПАЗ 320302-08 (извещение N 31401538275), - признана обоснованной (п. 1);
- решено выдать предписание организатору торгов - ГУП "Башавтотранс" РБ об устранении выявленных при рассмотрении жалобы в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушений порядка организации и проведения торгов (п. 2).
ГУП "Башавтотранс" РБ антимонопольным органом выдано предписание от 22.10.2014 N 82-328-18.1/14 об устранении выявленных при рассмотрении жалобы в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушений порядка организации и проведения торгов путем аннулирования запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг): автобусы ПАЗ 320302-08 (извещение N 31401538275).
Основанием для вынесения оспариваемых решения и предписания послужило следующее:
"На официальном сайте http://zakupki.gov.ru ГУП "Башавтотранс" РБ было размещено извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг): автобусы ПАЗ 320302-08. Цена закупки (начальная максимальная цена) указана как стоимость автобусов за вычетом скидки по программе обновления парка колесных транспортных средств (программа утилизации ООО "Русские автобусы" - Группа ГАЗ"). Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Программа обновления парка колесных транспортных средств направлена на поддержку спроса на новые автомобили и оптимизацию автомобильного парка, осуществляется предприятиями за счет собственных средств на добровольной основе. К данной программе приложен перечень автопроизводителей, осуществляющих программы по обновлению парка колесных транспортных средств. Данные перечень состоит из 15 хозяйствующих субъектов. Однако, в закупочной документации ГУП "Башавтотранс" (Приложение 1 - "Состав и количество закупаемого товара, требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара") в качестве наименования указано: Автобус ПАЗ 320302-08 с газобаллонным оборудованием. Указан единственный производитель (бренд): ООО "Русские автобусы - Группа ГАЗ" (ООО "Павловский автобусный завод"). В то же время согласно п. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", основными целями, преследуемыми законодателем при принятии указанного Федерального закона, являются своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах (работах, услугах), с одной стороны, и эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг), а также развитие добросовестной конкуренции. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 223-ФЗ, одним из основных принципов закупки товаров (работ, услуг) заказчиками, указанными в п. 1 223-ФЗ, является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с закупочной документацией покупка транспортных средств осуществлялась в лизинг. Согласно плана закупок ГУП "Башавтотранс" на 2014 год, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru. финансовая аренда (лизинг) включена в план закупок предприятия. Согласно п. 4. статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. В то же время согласия собственника на осуществление указанной сделки ответчиком не представлено. В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Организатором торгов в соответствии с Законом о закупках разработано свое Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Башавтотранс". При проведении закупочной процедуры организатор торгов руководствуется, в том числе, указанным Положением о закупках в части, не противоречащей действующему законодательству. Статьей 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидами для беспрепятственного пользования указанными средствами. В закупочной документации ГУП "Башавтотранс" не были учтены положения действующего законодательства в части создания условий инвалидами для беспрепятственного пользования транспортными средствами. В результате нарушения порядка организации и проведения торгов, выразившегося в неприменении норм действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования транспортными средствами могут быть нарушены права маломобильных групп населения".
Полагая, что оспариваемые решение и предписание не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя указанной нормой Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указание предприятием в закупочной документации конкретных показателей (конкретных данных транспортного средства (автобус ПАЗ 320302-08 с газобаллонным оборудованием) и единственного производителя (ООО "Русские автобусы - Группа ГАЗ" (ООО "Павловский автобусный завод")) в данном случае не приводит ни к дискриминации, ни к необоснованному ограничению конкуренции.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
В рассматриваемой ситуации видом закупки является поставка транспортных средств (в лизинг).
Статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", при этом каких-либо ограничений, предусматриваемых данным Федеральным законом, применительно к закупочной документации ГУП "Башавтотранс" РБ судами не установлено.
Исходя из этого, судами правомерно признано ошибочным отождествление антимонопольным органом договора лизинга со сделками, перечисленными в п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Судами также установлено, что из содержания имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ГУП "Башавтотранс" РБ следует, что основным видом деятельности предприятия является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.
Дополнительными видами деятельности ГУП "Башавтотранс" РБ в числе прочих, являются: обучение водителей автотранспортных средств; организация перевозок грузов; прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, и т.д.
ГУП "Башавтотранс" РБ имеет 37 филиалов, в том числе, учебно-курсовые пункты, служба движения, управление комплектации и производственно-технического обслуживания, завод по ремонту и изготовлению запасных частей, и т.д.
Судами отмечено, что антимонопольный орган, вменяя предприятию нарушение условий ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", доказательств того, что транспортные средства в данном случае предназначались именно для перевозки пассажиров, а не для обеспечения иной деятельности ГУП "Башавтотранс" РБ, не представил, то есть указанный вывод документально не подтвержден.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 по делу N А07-22653/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.