Екатеринбург |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А50-19102/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.01.2015 по делу N А50-19102/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства - Курочкина С.А. (доверенность от 22.05.2014 N СЭД-25-04.1-06-2).
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Выль Сюрес" (далее - СПК "Выль Сюрес", кооператив) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными бездействия Министерства: по невключению СПК "Выль Сюрес" в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи 2013 года, (в приложение N 1) с размером ущерба 70 034 460 руб.; по непринятию решения о представлении кооперативу субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году, в сумме 7 898 848; по незаключению с СПК "Выль Сюрес" соглашения о представлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году; по непредоставлению кооперативу субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году, в сумме 7 898 848 руб., а также об обязании Министерства принять решение о предоставлении СПК "Выль Сюрес" субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 14.01.2015 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Министерство устранить нарушение прав и законных интересов кооператива путем устранения признанных незаконными бездействий в месячный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что требование кооператива о взыскании денежных средств в размере 7 898 848 руб. заявлено неправомерно, заведомо представлена недостоверная информация о размере площади сельскохозяйственной культуры и площади гибели сельскохозяйственной культуры, а также о размере ущерба.
Кроме того, Министерство указывает на неисполнимость решения суда первой инстанции, поскольку Законом Пермского края от 22.12.2014 N 414-ПК "О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" средств на ликвидацию последствий засухи 2013 года не предусмотрено.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Куединского района, ситуация при которой установлена гибель сельскохозяйственных культур, признана чрезвычайной, вследствие чего приказом Министерства от 09.10.2013 утвержден реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи в 2013 году, куда включен СПК "Выль Сюрес".
Постановлением Правительства Пермского края от 13.11.2013 N 1563-п утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2013 году.
В ходе заседания комиссии по включению в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи в 2013 году были внесены изменения, заключающиеся в отказе в выдаче субсидии кооперативу в связи с тем, что в реестре бюджетополучателей края он находится в разделе 5, как допустивший ранее нецелевое использование.
Поскольку кооператив не включен в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи 2013 года, субсидия не выплачена, СПК "Выль Сюрес" обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными бездействия Министерства.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания незаконными обжалуемых бездействий, допущенных Министерством в отношении СПК "Выль Сюрес", удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края 03.10.2013 N 1320-п, в целях сбора и обобщения информации о получателях государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета и бюджета Пермского края, приказом Министерства от 05.04.2013 N СЭД-25-01.1-02-46 утверждено Положение о порядке ведения Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства (далее - Положение). Ведение Реестра поручено Министерству.
Согласно п. 3.22 Положения Реестр состоит из семи разделов: сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; потребительские общества; сельскохозяйственные товаропроизводители, в отношении которых вынесено решение суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства; сельскохозяйственные товаропроизводители, допустившие нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители, не представляющие отчетность; сельскохозяйственные товаропроизводители имеющие просроченную задолженность по заработной плате.
На основании п. 3.23 Положения участники программы, допустившие нецелевое использование бюджетных средств либо нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий, и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края, включаются в 5 раздел Реестра на основании информации структурного подразделения Министерства, ответственного за контроль целевого использования и соблюдения условий предоставления субсидий.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в связи с невыполнением кооперативом условий предоставления в срок до 01.12.2011 формы отчетности N 9-АПК, N 13-АПК, N 15-АПК и документов, подтверждающих проведенную реорганизацию в форме присоединения колхоза "Югдон", кооперативу надлежало возвратить в краевой бюджет полученную ранее субсидию.
Министерством в письме от 22.05.2012 N СЭД-25-05.2-02-79 предложено кооперативу возвратить в доход краевого бюджета полученную субсидию.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.01.2014 по делу N А50-18325/2013 заявление кооператива о признании недействительным требования Министерства о возврате субсидий, изложенное в письме от 22.05.2012 N СЭД-25-05.2-02-79, удовлетворено.
В силу п. 1.3 раздела 5 "Сельскохозяйственные товаропроизводители, допустившие нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края" приказ Министерства от 15.09.2013 N СЭД-25-01.1-02-159 "О внесении изменений в реестр получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2013 год (далее - Приказ), утвержденный приказом Министерства от 30.04.2013 N СЭД-25-01.1-02-63" дополнен п. 5.7 и 5.7.1 следующего содержания: 5.7 Куединский район; 5.7.1 Куединский район, 5957016529, 593901001, СПК "Выль Сюрес", 617734, д. Кирга, ул. Мостовая, д. 7, 617734, д. Кирга, ул. Мостовая, д. 7, М.
Не согласившись с п. 1.3 приказа Министерства от 15.09.2013 N СЭД-25-01.1-02-159, СПК "Выль Сюрес" обратилось в арбитражный суд заявление о признании названного пункта приказа недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2014 по делу N А50-20265/2013 требования удовлетворены, п. 1.3. Приказа Министерства от 15.09.2013 N СЭД-25-01.1-02-159 признан недействительным. На Министерство возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов кооператива.
Судебные акты по делам N А50-18325/2013 и N А50-20265/2013 вступили в законную силу 09.02.2014 и 12.04.2014.
Суды, руководствуясь ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, установив, что в названных делах Арбитражный суд Пермского края дал оценку обстоятельствам принятия решений, которые послужили основанием для принятия комиссией решения об отказе во включении в реестр "по засухе" СПК "Выль Сюрес" (протокол от 02.12.2013 N 1), верно указали, что установленная арбитражным судом незаконность и недействительность предыдущих решений и ненормативных актов свидетельствует о незаконности основанного на них решения комиссии и бездействия Министерства в виде непредоставления субсидии СПК "Выль Сюрес".
При этом Министерством не оспаривается факт поступления заявки СПК "Выль Сюрес" на включение в реестр получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2013 год, размер субсидии, исчисленной СПК "Выль Сюрес".
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Министерства.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные кооперативом требования.
Доводы, указанные в кассационной жалобе Министерства, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.01.2015 по делу N А50-19102/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.