Екатеринбург |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А07-21447/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ответчик, территориальное управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2015 по делу N А07-21447/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - истец, УФССП) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к территориальному управлению о взыскании убытков в сумме 98 994 руб.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая компания "Янга" (далее - общество ПКК "Янга").
Решением суда от 05.03.2015 (судья Воронкова Е.Г.) требование УФССП удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Баканов В.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что УФССП не представлено доказательств предъявления к нему требований со стороны должника об утрате арестованного имущества.
По мнению территориального управления, у подразделения судебных приставов не возникает прав на поступающие на его счета денежные средства, в связи с чем УФССП не может быть признан лицом, чье право нарушено действиями специализированной организации по необоснованному удержанию денежных средств от реализации имущества должника или такого имущества; недоказанность факта нарушения права подразумевает отсутствие элемента состава гражданского правонарушения и исключает возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Заявитель жалобы ссылается на то, что УФССП не предприняты меры к предотвращению убытков.
Территориальное управление полагает, что судами не принято во внимание отсутствие его вины; имущество было передано для реализации специализированной организации; территориальное управление предпринимало все меры для возврата арестованного имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судами, судебным приставом-исполнителем передано обществу ПКК "Янга" для реализации арестованное имущество; по истечении установленного срока реализации денежные средства ни на лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении территориального управления, ни на депозитный счет отдела судебных приставов не перечислены, нереализованное имущество не возвращено.
УФССП, полагая, что оно вправе потребовать в судебном порядке исполнения территориальным управлением его обязанности по перечислению денежных средств не только за реализованное, но и утраченное при реализации имущество, обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании убытков.
Суды удовлетворили заявленное требование, исходя из того, что гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков в случае утраты арестованного имущества, переданного на реализацию специализированной организации, должна быть возложена на территориальное управление.
Вывод судов основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация имущества должника, если иное не установлено названным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 5.5, 5.33 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений; обеспечивает перечисление в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений. Совместным Приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 347/149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок).
Указанный Порядок определяет общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (их территориальных органов, судебных приставов-исполнителей) по вопросам, связанным с передачей на реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, осуществления контроля соблюдения порядка реализации арестованного имущества.
В соответствии с п. 1.2 Порядка реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее - специализированные организации)
Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (п. 2.1 Порядка).
Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества (п. 2.2 Порядка).
Реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации (п. 2.5 Порядка).
Данный срок установлен в п. 10, 11 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не может превышать двух месяцев со дня передачи имущества на реализацию.
Сохранность принятого на реализацию арестованного имущества обеспечивается Росимуществом (п. 5.4.3 Порядка).
В соответствии с п. 3.1 Порядка денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Росимуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Росимущества (специализированной организации).
В силу п. 4.1 Порядка, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Согласно п. 2.7 Порядка взаимодействия, если имущество должника не было реализовано Росимуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах, Росимущество (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов дела и установлено судами, территориальное управление не проинформировало истца в установленные сроки о результатах реализации имущества, тогда как в соответствии с п. 5.4 Порядка взаимодействия оно обязано обеспечить контроль за реализацией арестованного имущества должников и соблюдением положений Порядка; доказательств перечисления ответчиком денежных средств от реализации арестованного имущества, переданного по актам приема-передачи, либо возврата истцу нереализованного имущества не представлено.
Общество ПКК "Янга" получило арестованное имущество от судебного пристава-исполнителя, но по истечении установленного срока реализации не перечислило денежные средства ни на лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении территориального управления, ни на депозитный счет отдела судебных приставов, а также не возвратило нереализованное имущество.
На основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией за счет казны.
Лицо, право которого нарушено, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками (реальным ущербом) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с территориального управления убытков в сумме 98 994 руб.
Доводы территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствует имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2015 по делу N А07-21447/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.