Екатеринбург |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А07-25997/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Сулейменовой Т. В., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и городу Учалы (далее - комитет, ответчик) и Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (администрация, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2015 по делу N А07-25997/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
комитета - Чернов К.С. (доверенность от 12.01.2015 N 02/03);
администрации - Юмагужин А.А. (доверенность от 29.12.2014 N 01- 35/93);
Открытое акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество "Учалинский ГОК", истец) - Хажеева В.Г. (доверенноать от 12.01.2015 N 6), Рыкова Е.Ю. (доверенность от 02.02.2015 N 77), Ягудин Р.Р. (доверенность от 12.01.2015 N 01).
Ощество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к комитету и администрации о взыскании неосновательного обогащения в сумме 32 490 166 руб. 67 коп. (требования изложены с учетом изменения истцом их предмета, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Совет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2015 (судья Вальшина М.Х.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Соколова И.Ю., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах комитет и администрация просят указанные судебные акты отменить. Администрация считает, что судебные акты судов приняты с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам, подтвержденным материалам дела. По мнению заявителя, внесение истцом арендной платы за 2013-2014 основано на договорах аренды земельных участков от 17.11.2011 N 370-11-61зем, от 23.06.2014 N 177.14.61зем, а также на постановлении Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 и Решении Совета муниципального района Учалинский район от 04.05.2012 N 619. Для удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации потерпевший должен доказать, что приобретатель приобрел или сберег имущество за его счет без законных оснований. Заявитель полагает, что между арендодателем и арендатором имелись договорные отношения аренды земельных участков и основания для взыскания неосновательного обогащения отсутствуют. По мнению комитета постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляется органами местного самоуправления, в отношении земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, установлены в процентах от 0,13 до 355,98. Таким образом, Решением Совета Муниципального района Учалинский район от 04.05.2012 N 619 была установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых за чертой населенных пунктов в размере 210% от кадастровой стоимости. По мнению заявителя, комитет не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в силу ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (неналоговые доходы местных бюджетов), поступили в бюджет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и в бюджет городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. При этом Комитет является лишь администратором неналоговых доходов бюджетов разных уровней.
В отзыве на кассационную жалобу общества "Учалинский ГОК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Учалинский ГОК" является обладателем лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча медно-колчеданных руд на Озерном месторождении, расположенном севернее пос. Межозерный, Учалинского района, Республики Башкортостан сроком до 31.05.2033 ( далее - лицензия)
На основании результатов выбора земельного участка под строительство рудника и постановления администрации от 11.11.2011 N 11-2584УД, между администрацией в лице председателя комитета и общества "Учалинский ГОК" 17.11.2011 подписан договор аренды N 370-11-61зем/23-134 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, Имангуловский сельсовет:
- в 4,8 км. на юго-восток от д. Кудашево, с кадастровым N 02:48:120303:65, площадью 43 968 кв. м.,
- в 4,3 км. на юго-восток от д. Кудашево, с кадастровым N 02:48:120303:66, площадью 117 414 кв. м.,
- в 4,5 км. на юго-восток от д. Кудашево, с кадастровым N 02:48:120303:67, площадью 29 310 кв. м.,
- в 5 км. на юго-восток от д. Кудашево, с кадастровым N 02:48:120303:68, площадью 210 кв. м.,
- в 2,2 км. на юг от д. Урал, с кадастровым N 02:48:120401:112, площадью 59 178 кв. м.,
- в 2,3 км. на юг от д. Урал, с кадастровым N 02:48:120401:113, площадью 15 111 кв. м.,
- в 2 км. на юг от д. Урал, с кадастровым N 02:48:120401:114, площадью 17 137 кв. м.,
- в 1,6 км. на юго-запад от д. Урал, с кадастровым N 02:48:000000:381, площадью 18 598 кв. м.
Указанные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 09.06.2011 и 08.09.2011, удельный показатель кадастровой стоимости по всем земельным участкам установлен равным 1,85 руб./кв.м.
Арендованные земельные участки переданы арендатору на основании акта приема-передачи от 17.11.2011.
В соответствии с п. 1.1 договора аренды от 17.11.2011 N 370-11-61зем/23-134 земельные участки были предоставлены арендатору для проектирования и проведения изыскательских работ.
Согласно п. 2.1 договора Срок действия договора установлен с 11.11.2011 по 10.10.2012.
Соглашением сторон от 23.10.2012 N 265 срок аренды был продлен до 09.09.2013.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 1799-р указанные земельные участки были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в целях строительства рудника по добыче медно-колчеданных руд и объектов, необходимых для его обслуживания, в границах, определенных выписками из государственного кадастра недвижимости о земельных участках.
На основании постановления главы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 11.04.2013 N 4-617 УД и от 13.05.2013 N 5-796 УД, соглашения от 13.05.2013 N 110 в вышеназванный договор аренды от 17.11.2011 N 370-11-61зем/23-134 внесены изменения в части изменения категории земель, вида разрешенного использования и срока аренды. В учетом принятых изменений предоставление земельного участка произведено в целях строительства рудника по добыче медно-колчеданных руд и объектов, необходимых для его обслуживания.
Между администрацией (арендодатель) и обществом "Учалинский ГОК" (арендатор) 23.06.2014 подписан договор аренды N 177-14-61зем/23-16 пяти земельных участков с кадастровыми номерами 02:48:120303:130, 02:48:120303:129, 02:48:120401:113, 02:48:120401:132, 02:48:120401:134, сроком действия с 01.01.2014 по 22.06.2024.
Соглашением сторон от 14.11.2014 N 455 в договор аренды от 23.11.2014 N 177-14-61зем/23-16 внесено дополнение о том, что земли предоставлены в аренду "в целях строительства рудника по добыче медно-колчеданных руд и объектов, необходимых для его обслуживания".
Решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 04.05.2012 N 619 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального района Учалинский район от 20.01.2012 N 229 "Об утверждении Порядка определения размера и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района и земли до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", вступившим в силу с 0107.2012 утверждена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых за чертой населенных пунктов в размере 210 % от кадастровой стоимости.
Указанная ставка была применена для расчета арендной платы по вышеназванным договорам в соответствии с условиями п. 3.1 договоров аренды с учетом дополнительных соглашений. Внесение арендной платы в 2013-2014 во исполнение принятых по договорам аренды обязательств обществом "Учалинский ГОК" подтверждается платежными поручениями.
Общество "Учалинский ГОК", ссылаясь на то, что произведенные им в 2013-2014 платежи по договорам аренды превышают размер платы, подлежащей внесению за аренду земельных участков, предоставленных пользователю недр, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Таким образом, гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. По смыслу названной нормы неосновательным обогащением следует считать то, что получено стороной в обязательстве в связи с этим обязательством, но выходит за рамки его содержания.
Исходя из положений ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли из договора аренды 17.11.2011 N 370-11-61зем/23-134, совершенного сторонами в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:48:120303:130, 02:48:120303:129, 02:48:120401:113, 02:48:120401:132, 02:48:120401:134, сроком действия с 01.01.2014 по 22.06.2024. государственная собственность на который не разграничена.
При заключении указанного договора земельные участки с кадастровыми номерами 02:48:120303:130, 02:48:120303:129, 02:48:120401:113, 02:48:120401:132, 02:48:120401:134, имели вид разрешенного использования - сельскохозяйственного назначения. Впоследствии Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 1799-р указанные земельные участки были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в целях строительства рудника по добыче медно-колчеданных руд и объектов.
С учетом дополнительных соглашений стороны согласовали размер арендной платы за 2013 - 2014 в размере 210% в соответствии с Решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 04.05.2012 N 619 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального района Учалинский район от 20.01.2012 N 229 "Об утверждении Порядка определения размера и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района и земли до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", вступившим в силу с 01.07.2012.
В 2013-2014 во исполнение принятых по договорам аренды обязательств общество "Учалинский ГОК" перечислило арендодателю 15 416 763 руб. 61 коп и 17 441 731 руб. 48 коп., соответственно, что подтверждается платежными поручениями.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.2. ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок расчета размера арендной платы пользователям недр за земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Правительством Российской Федерации.
Указанная норма введена в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 30.12.2008 N 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" и вступила в действие с 31.12.2008.
Таким образом, начиная с 31.12.2008 органы местного самоуправления не вправе определять порядок расчета размера арендной платы, взимаемой с недропользователей за земельные участки, предоставленные им в аренду для разработки недр.
В исследуемый период Правительством Российской Федерации порядок расчета арендной платы, взимаемой с пользователей недр, за земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, определен не был.
При названных обстоятельствах, с учетом того, что отношения аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, имеют все признаки правоотношений аренды земельного участка, также используемого в целях добычи полезных ископаемых, но находящегося в собственности Российской Федерации, за исключением того, что публично-правовой субъект, обладающий вещным правом на земельный участок не определен, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно применили аналогичные нормы права, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении от 16.07.2009 N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к неразграниченным землям, не может превышать предельных ставок, определенных в постановлении от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Подпунктом "д" п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее постановление от 16.07.2009 N 582), установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости такого земельного участка, если земельный участок не указан в п. "а" - "г" настоящего пункта и право аренды на него переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что расчет арендной платы за спорные земельные участки с применением ставки арендной платы в размере 210 % от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для разработки полезных ископаемых, превышает предельную ставку в размере 2 %, определенную в постановлении от 16.07.2009 N 582 для ведения работ.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что применение ставки 210 % в рассматриваемом случае не соответствует порядку определения размера арендной платы, утвержденным постановлением от 16.07.2009 N 582 и основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования общества "Учалинский ГОК".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2015 по делу N А07-25997/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и городу Учалы и Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.