Екатеринбург |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А71-14821/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Рябовой С. Э., Столярова А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2015 по делу N А71-14821/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Заявленное ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" ходатайство о зачете уплаченной по платежному поручению от 13.07.2012 N 5388 государственной пошлины в счет государственной пошлины по кассационной жалобе отклоняется, поскольку при принятии кассационной жалобы ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" к производству судом в качестве доказательства уплаты государственной пошлины принято платежное поручение от 17.06.2015 N 5590 на сумму 1500 руб., на момент обращения с кассационной жалобой ходатайство о зачете государственной пошлины ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" заявлено не было.
С учетом того, что платежное поручение от 17.06.2015 N 5590 на сумму 1500 руб. принято судом кассационной инстанции в качестве доказательства уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе, оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о выдаче справки на возврат государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.06.2015 N 5590 на сумму 1500 руб., не имеется.
Кроме того, судом кассационной инстанции принято во внимание, что определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.06.2015 принято к рассмотрению заявление ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" о выдаче справки на возврат государственной пошлины по делу N А71-14821/2014. Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2015 рассмотрение данного вопроса отложено на 30.09.2015 в 13 час. 30 мин.
В судебном заседании принял участие представитель ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" - Овечкина Д.М. (доверенность от 30.04.2014 N 49/16-5).
ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ижевска (далее - администрация), выразившихся в отказе принять в муниципальную собственность объект инфраструктуры жилищного фонда, и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных отношений администрации города Ижевска.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - Управление Росимущества).
Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования, просил признать незаконными отказ Управления имущественных отношений администрации города Ижевска принять в муниципальную собственность объект инженерной инфраструктуры (сети газоснабжения от места врезки до задвижки, назначение: инженерные сети, протяженностью 36,2 п.м, инвентарный номер 44064, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, городок Строителей, 64), выраженный в письме от 09.09.2014 N 01-19/1999, и бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность указанного объекта инженерной инфраструктуры. Уточнение заявленных требований принято арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2015 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (с учетом определения об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки от 07.09.2015, судьи Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неприменение судами подлежащих применению части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статей 14, 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что спорное имущество - сеть газоснабжения не относится ни к одной из категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, фактически предназначено и используется для решения вопросов местного значения - газоснабжения населения муниципального образования. По его мнению, отказ в принятии имущества в муниципальную собственность по причине отсутствия муниципальных предприятий, ответственных за содержание муниципальных инженерных сетей, не является правомерным. Волеизъявление органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, должно быть основано на законе. ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" считает ошибочным взыскание с него судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.12.2010 произведена государственная регистрация права федеральной собственности на сети газоснабжения от места врезки до задвижки, назначение: инженерные сети, протяженностью 36,2 п.м, инвентарный номер 44064, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, городок Строителей, 64, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.04.2011 серии 18-АБ N 263984.
На основании распоряжения Управления Росимущества от 28.10.2011 N 2609-р на названные сети 21.02.2012 произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2012 серии 18АБ N 454602.
ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" обратилось к администрации с предложением от 21.11.2012 о согласовании перечня подлежащих передаче в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, относящихся к объектам инфраструктуры жилищного фонда, в том числе сетей газоснабжения от места врезки до задвижки протяженностью 36,2 п.м, расположенных по адресу: г. Ижевск, городок Строителей, 64.
Письмом от 15.01.2013 администрация в ответ на данное предложение сообщила, что информация относительно сетей газоснабжения в городке Строителей, 64 будет направлена в адрес заявителя дополнительно после согласования с РОАО "Удмуртгаз".
Письмом от 19.02.2014 в ответ на аналогичное предложение ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" Управление имущественных отношений администрации города Ижевска сообщило об отказе в приеме в муниципальную собственность указанных сетей, поскольку РОАО "Удмуртгаз" не выразило согласия на заключение договора аренды данного участка сетей газоснабжения.
ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" вновь обратилось 10.07.2014 к администрации с просьбой рассмотреть вопрос о согласовании передачи сетей газоснабжения в городке Строителей, 64 протяженностью 36,2 п.м из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Ижевска, поскольку данные сети являются сооружением коммунальной инфраструктуры и осуществляют подачу газа в жилые дома.
Письмом от 09.09.2014 Управление имущественных отношений администрации города Ижевска вновь сообщило заявителю об отказе в передаче в муниципальную собственность сетей газоснабжения по названным причинам.
Полагая, что данным отказом нарушены его права, поскольку спорное имущество является объектом инженерной инфраструктуры, используемым для решения вопросов местного значения, расходы на содержание которого несёт ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказа Управления имущественных отношений администрации города Ижевска, выраженного в письме от 09.09.2014 N 01-19/1999, и бездействия администрации, выразившегося в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность указанного объекта инженерной инфраструктуры, на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленных требований о признании незаконным отказа в принятии спорного объекта в муниципальную собственности и бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность указанного объекта, ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" ссылается на то, что спорный объект - сети газоснабжения - является объектом инженерной инфраструктуры, используемым для решения вопросов местного значения, не относящимся ни к одной из категорий имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, обеспечивающим решение задач, не входящих в компетенцию предприятия, и подлежащим передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона - постановления от 27.12.1991 N 3020-1.
Как установлено судами, спорное имущество является федеральной собственностью и находится в хозяйственном ведении ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России".
Порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно абзацам 6 - 8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из письма отрытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" от 04.02.2015 следует, что к газопроводу низкого давления ПЭ 63 протяженностью 36,2 п.м от места врезки в распределительный газопровод до отключающей задвижки подключено общежитие квартирного типа, расположенное по адресу: г. Ижевск, городок Строителей, 64.
Суды установили, что данное общежитие находится в ведении заявителя.
Представитель ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в судебном заседании суда кассационной инстанции также подтвердил, что данное общежитие находится в его ведении.
При этом доказательства того, что через спорную сеть газоснабжения осуществляется газоснабжение каких-либо иных объектов, заявителем в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ Управления имущественных отношений администрации города Ижевска в принятии в муниципальную собственность спорных сетей газоснабжения нельзя признать произвольным, и отказали в удовлетворении требований о признании незаконными отказа Управления имущественных отношений администрации города Ижевска в принятии в муниципальную собственность спорных сетей газоснабжения и соответствующего бездействия администрации.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что сеть газоснабжения фактически предназначена и используется для решения вопросов местного значения - газоснабжения населения муниципального образования.
Ссылка ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" на ошибочное взыскание с него судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб. отклоняется. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (с учетом определения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки от 07.09.2015) с ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в доход федерального бюджета взыскано 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2015 по делу N А71-14821/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.