Екатеринбург |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А50-22647/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е. А.,
судей Беляевой Н. Г., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ИНН 5902293298, ОГРН 1065902004354; далее - министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2015 по делу N А50-22647/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью специализированная лесохозяйственная организация "Пермский межхозяйственный лесхоз" (ИНН 5948020617, ОГРН 1025902402624; далее - общество "Пермский межхозяйственный лесхоз") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к министерству о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 30.12.2008 N 232, заключенного между истцом и ответчиком в части изменения годового объема использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов, изложив пункт 4 договора в следующей редакции: "Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 20,3 тыс. м?, в том числе 2,1 тыс. м? по хвойному хозяйству", об обязании ответчика предоставить новый расчет арендной платы по договору на 2014 год.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2015 (судья Мухитова Е.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты изменить в части, принять по делу новый судебный акт, изложив пункт 9 договора аренды в редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет 497 010 руб. в год", ссылаясь на нарушение судами пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 73, части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Поскольку заявленные истцом требования основаны на изменении количественных и качественных характеристик лесного участка, заявитель полагает, что невнесение изменений в размер арендной платы влечет бесплатность использования лесного участка. По его мнению, изменение размера арендной платы обусловлено изменением объема изъятия лесных ресурсов.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, между обществом "Пермский межхозяйственный лесхоз" и Агентством по природопользованию Пермского края заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2008 N 232.
В соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
В соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 22.06.2012 N 41 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Министерство природных ресурсов Пермского края и Министерство лесного хозяйства Пермского края преобразованы в министерство.
Договор заключен сторонами по результатам лесного конкурса от 28.12.2006.
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 9,5 тыс. м?, в том числе 4,5 тыс. м? по хвойному хозяйству.
Арендная плата установлена в размере 472 800 руб. в год (пункт 9 договора).
В соответствии с пунктом 15 договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
На основании согласования о проведении таксации с министерством от 18.04.2013 N СЭД-30-01-27-246 заявителем по договору с Пермским филиалом ФГУКП "Рослесинфорг" сделан проект освоения эксплуатационных лесов арендуемого лесного участка.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" (далее - Проект) выдано положительное заключение N 01-2014/284, утвержденное Приказом министерства от 23.06.2014 N СЭД-30-01-02-823.
В подразделе 6.1.2 проекта "Установленный объем заготовки древесины на участке" предоставлены: расчет допустимого объема заготовки древесины при рубке спелых и переспелых лесных насаждений (таб. 6.1.2.1), который произведен в процентном отношении от расчетной лесосеки сплошных рубок спелых и переспелых насаждений в эксплуатационных лесах по Пермскому лесничеству; ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами (таб. 6.1.2.2).
Согласно расчету ежегодно допустимый объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений на арендуемом лесном участке по ликвидационному запасу составляет 20,3 тыс. м?, в том числе по хвойному хозяйству - 2,1 тыс. м?, по мягкому лиственному - 18,2 тыс. м?, что превышает установленный договором аренды годовой объем использования лесов в 2,2 раза, в том числе по хвойному хозяйству меньше на 3,1 тыс. м?, по мягкому лиственному хозяйству больше на 14 тыс. м?.
Таким образом, из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы, следует, что лесной участок, переданный истцу в аренду, за период действия договора претерпел существенное изменение количественных и качественных характеристик, что не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Согласно приказу министерства от 20.09.2013 N СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей" разработана методика расчета арендной платы по договорам аренды лесных участков (приложение N 21). В соответствии с пунктом 2.2 приложения N 21 к Приказу объем изъятия лесных ресурсов устанавливается Проектом освоения лесов. В случае несоответствия объемов заготовки размер арендной платы, установленный договором аренды, подлежит корректировке в соответствии с Проектом освоения лесов.
Истец обратился к министерству с требованием от 18.09.2014 внести изменения по допустимому объему заготовки древесины при рубке спелых и переспелых насаждений на арендуемом лесном участке.
Письмом от 15.10.2014 N СЭД-30-01-25.4-5037 истцу отказано во внесении изменений в договор.
Ссылаясь на наличие оснований для внесения изменений в договор в части изменения годового объема использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов, общество "Пермский межхозяйственный лесхоз" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Суды установили, что исковые требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка.
Поскольку требования истца не является способом уменьшения размера арендной платы, установленной на аукционе, по существу направлены на приведение размера арендной платы в соответствие с приказом министерства от 20.09.2013 N СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей", суды признали обоснованными заявленные обществом "Пермский межхозяйственный лесхоз" требования.
В кассационной жалобе министерство просит изложить пункт 9 договора аренды в редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет 497 010 руб. в год".
Учитывая, что право формулирования требований принадлежит истцу, судами рассмотрены требования в предложенной истцом редакции, требование об определении размера арендной платы истцом в первой инстанции заявлено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Кроме того, судами установлено, что у сторон отсутствуют разногласия относительно размера арендной планы, который кроме всего прочего устанавливается на основании утвержденных методик, то есть является определимым. Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии спора по указанному вопросу.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2015 по делу N А50-22647/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Платонова |
Судьи |
Н.Г.Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.