Екатеринбург |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А76-4886/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 г.
Постановлением Верховного Суда РФ от 20 января 2016 г. N 309-АД15-17742 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Втор-Ком-Златоуст" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2015 по делу N А76-4886/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.04.2015 (судья Костылев И.В.) заявленное требование удовлетворено. Суд привлек общество к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.32 Кодекса, в виде взыскания административного штрафа в размере 276 500 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что целью партнерского соглашения от 27.06.2013 об осуществлении совместной деятельности по раздельному сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа (далее - соглашение), заключенного между администрацией Златоустовского городского округа и обществом, было получение преференции на использование муниципального имущества и общество вступало в договорные отношения, связанные с передачей прав на муниципальное имущество, через публичные способы заключений договорных отношений, то есть в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Общество считает, что выводы судов о том, что заключение соглашения способствовало установке обществом евроконтейнеров на территории контейнерных площадок Златоустовского городского округа, а также заключению договора возмездного оказания услуг с управляющей компанией, не основаны на доказательствах и фактических обстоятельствах.
Общество ссылается на то, что вывоз мусора и других отходов не ограничивается одним способом, указанным в обжалуемых судебных актах, таких как позвонковая система вывоза мусора, вывоз мусора специально оборудованным для таких целей транспортом, вывоз мусора собственными силами, таким образом, ни один из хозяйствующих субъектов не был лишен возможности выбора способа вывоза мусора; принцип свободы договора, закрепленный ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, не нарушался.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление обратился орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом" о даче согласия на предоставление муниципальной преференции обществу, в котором сообщалось о заключении 27.06.2013 между администрацией Златоустовского городского округа и обществом соглашения об осуществлении совместной деятельности по раздельному сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа.
Антимонопольным органом установлено, что заключение данного соглашения может привести к обеспечению обществу в отсутствие конкуренции хозяйствующих субъектов доступа на рынок оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и ограничению доступа на указанный рынок иным хозяйствующим субъектам, что содержит признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 27-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства управлением вынесено решение от 22.08.2014, в соответствии с которым соглашение, заключенное между Администрацией Златоустовского городского округа и обществом, в части предоставления обществу права на установку евроконтейнеров на контейнерных площадках, находящихся в муниципальной собственности, признано не соответствующим п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Определением от 26.12.2014 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 Кодекса, о проведении административного расследования и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
По факту установленного нарушения должностным лицом антимонопольного органа в отношении заявителя составлен протокол от 12.02.2015 N 136-14.32ч.1/14 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.32 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 Кодекса материалы административного дела и соответствующее заявление направлены управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 Кодекса.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 Кодекса, отсутствии правовых оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.
В силу ч. 1 ст. 14.32 Кодекса заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Торги на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (контейнерных площадок), администрацией Златоустовского городского округа до заключения соглашения не проводились.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в виде ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с подп. 1 п. 9 и подп. 4 п. 80 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 N 30-ЗГО, на территории Златоустовского городского округа запрещается сброс, складирование, размещение отходов и мусора вне специально отведенных для этого мест, а также размещение контейнеров вне специально оборудованных площадок для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.
Судами установлено, что в соответствии с п. 1.1 заключенного между обществом и администрацией Златоустовского городского округа соглашения стороны объединяются для осуществления совместными усилиями деятельности по раздельному сбору, сортировке и прессованию твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа; в соответствии с п. 1.2 соглашения администрация Златоустовского городского округа обязуется за счет средств местного бюджета организовать мероприятия, направленные на организацию сбора и утилизации твердых бытовых отходов, включенные в соответствующую целевую программу; в соответствии с п. 2.1 соглашения администрация Златоустовского городского округа приняла на себя обязательства организовать мероприятия по развитию системы твердых бытовых отходов, связанные с приобретением спецтехники для вывоза твердых бытовых отходов (мусоровоз с задней загрузкой) в количестве 2 единиц (1 единица приобретена в 2012 г.; 2 единицы подлежат приобретению в 2013 г.), с приобретением контейнеров объемом 8 м3, с ремонтом, благоустройством существующих контейнерных площадок и строительством новых контейнерных площадок; в соответствии с п. 1.3, 3.2, 6.2.2 соглашения общество приняло на себя обязательства за свой счет приобрести евроконтейнеры в количестве 240 шт. для установки на территории контейнерных площадок в районе машиностроительного завода г. Златоуста в срок до 31.08.2013; после приобретения контейнеров незамедлительно приступить к использованию имущества для муниципальных нужд муниципального образования - Златоустовский городской округ (п. 4.1 соглашения); работы по приобретению евроконтейнеров считаются выполненными надлежащим образом после их размещения обществом на соответствующих контейнерных площадках в районе машиностроительного завода г. Златоуст (п. 5.2 соглашения); заявителем заключен с обществом с ограниченной ответственностью "ТМК-Индустрия" договор от 02.07.2013 на приобретение контейнеров для хранения твердых бытовых отходов в количестве 204 шт.; между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комитет городского хозяйства" заключен договор от 01.08.2013 N 57-2013 возмездного оказания услуг, в соответствии с которым общество оказывает собственникам и нанимателям, проживающим в многоквартирных жилых домах Златоустовского городского округа, жилищные услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образовавшегося от жизнедеятельности населения (старая мебель и бытовая техника) и т.д., находящихся в пределах прилегающей территории контейнерной площадки; в адресный список многоквартирных домов по сбору, вывозу твердых бытовых отходов входит 295 адресов (приложение N 1 к договору); срок окончания указанного договора - 31.07.2014; прогнозные затраты за оказываемые услуги по указанному договору на второе полугодие 2013 года составили более шести миллионов рублей (приложение N 3 к договору); заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтоколонна" заключен договор от 01.08.2013 N 2/1 на размещение твердых бытовых отходов на земельном участке для размещения отходов; актом обследования от 17.08.2013 подтверждается размещение обществом евроконтейнеров на 42 контейнерных площадках в районе машиностроительного завода в г. Златоусте; выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ от 30.10.2013 подтверждается, что контейнерные площадки находятся в муниципальной собственности.
Суды, с учетом того, что Администрация Златоустовского городского округа и общество, осознавая возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, только по результатам проведения торгов, заключили соглашение без их проведения; в результате фактического предоставления обществу в пользование муниципального имущества (контейнерных площадок) иные хозяйствующие субъекты лишены возможности оказывать услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по адресам, обслуживаемым обществом, без заключения соответствующих договоров с обществом, а приобретатели услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов - управляющие компании вынуждены заключать договоры на сбор и вывоз твердых бытовых отходов с контейнерных площадок только с обществом, в пользовании которого они находятся, тем самым не имея возможности выбора контрагента для оказания рассматриваемых услуг, сделали вывод о том, что заключение Администрацией Златоустовского городского округа и обществом соглашения привело к созданию для общества преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности на товарном рынке в пределах района машиностроительного завода г. Златоуста.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом полученной антимонопольным органом информации от общества о совокупной выручке за 2013 г., выручке по сбору твердых бытовых отходах от населения в 2013 г., наличия смягчающего обстоятельства: добровольного прекращения противоправного поведения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, суды сочли возможным применить к обществу наказание в виде взыскания штрафа в сумме 276500 руб.
Суды, оценив в порядке ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также, что совершенное обществом административное правонарушение создает препятствия для осуществления иными лицами предпринимательской деятельности, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений Кодекса о малозначительности совершенного заинтересованным лицом административного правонарушения.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных фактических обстоятельств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2015 по делу N А76-4886/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Втор-Ком-Златоуст" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
А.Н.Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
...
Суды, оценив в порядке ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также, что совершенное обществом административное правонарушение создает препятствия для осуществления иными лицами предпринимательской деятельности, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений Кодекса о малозначительности совершенного заинтересованным лицом административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2015 г. N Ф09-5897/15 по делу N А76-4886/2015