Екатеринбург |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А47-10934/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Ященок Т.П., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 по делу N А47-10934/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
общества - Горленко Д.Г. (доверенность от 27.08.2015);
инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Басырева К.С. (доверенность от 12.01.2015 N 03-001).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 14.07.2014 N 10-34/26126.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 (судья Сердюк Т.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Баканов В.В., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Общество считает, что налоговым органом необоснованно доначислен земельный налог за 2013 г. в сумме 355 407 руб. в отношении земельных участков, расположенных по адресам: г. Оренбург, ул. Заводская, д. 36, ул. Транспортная, д. 8а.
Заявитель жалобы полагает, что изменения в государственный кадастр недвижимости по кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0105002:17, 56:44:0125001:550 внесены с 01.01.2012, таким образом, руководствуясь ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обществом был правильно рассчитан земельный налог за 2013 г.
По мнению заявителя жалобы, установленная Арбитражным судом Оренбургской области рыночная стоимость земельных участков является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда, то есть с 01.01.2012.
Общество указывает на то, что налоговым органом в ходе проведения проверки были допущены нарушения налогового законодательства, а именно, срок проведения камеральной налоговой проверки в нарушение требований п. 2 ст. 88 Кодекса составил более трех месяцев: с 30.01.2014 по 13.05.2014, тогда как проверка должна была быть завершена 30.04.2014; в нарушение п. 1 и п. 5 ст. 100 Кодекса акт налоговой проверки N 10-34/21617 был составлен лишь 22.05.2014, а вручен обществу лишь 02.06.2014, оспариваемое решение изготовлено 14.07.2014, а вручено налогоплательщику лишь 23.07.2014.
Заявитель жалобы полагает, что в нарушение подп. 4 п. 3 ст. 101 Кодекса перед началом рассмотрения возражений и материалов налоговой проверки обществу не были разъяснены его права и обязанности; данное нарушение отражено в протоколах от 11.07.2014 и представителю общества было вручено уведомление о повторном рассмотрении материалов проверок 14.07.2014, что является незаконным, так как рассмотрение материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика было завершено и заместителем начальника инспекции было озвучено решение по данной проверке.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что довод общества о нарушениях налогового законодательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции в установленном порядке не заявлялся, судом первой инстанции не рассматривался и является новым требованием, заявление которого в суде апелляционной инстанции в силу п. 7 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается, поскольку довод о нарушениях налогового законодательства процессуального характера не является новым требованием, так как заявлялся налогоплательщиком, как при рассмотрении материалов камеральной проверки, так и в жалобе, поданной в Управление Федеральной налоговой службы Оренбургской области.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г., в которой при расчете налога обществом применена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0105002:17 и 56:44:0125001:550 в размере рыночной стоимости, установленная вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2014 по делу N А47-3138/2013 и от 01.11.2013 по делу N А47-3137/2013, инспекцией составлен акт от 22.05.2014 N 10-34/21617 и принято решение от 14.07.2014 N 10-34/26126, которым обществу доначислен земельный налог в сумме 355 407 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 12.09.2014 N 16-15/10916 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 14.07.2014 N 10-34/26126 нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 г. подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0105002:17 и 56:44:0125001:550, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 1122-п).
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
С учетом того, что определенная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, при исчислении обществом земельного налога за 2013 г. в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0105002:17 и 56:44:0125001:550, расположенных по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Заводская, д. 36, ул. Транспортная, д. 8а, до момента вступления в силу решений Арбитражного суда Оренбургской области по делам N А47-3138/2013 и N А47-3137/2013 подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1122-п.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 по делу N А47-10934/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.