Екатеринбург |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А60-57149/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семухино" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А60-57149/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Министерство) - Полюстрова А.В. (доверенность от 23.12.2014 N 01-16-07/23);
общества - Чернухин А.А. (доверенность от 21.12.2012 N Д-03/12), Дегтянников Д.Г. (доверенность от 12.05.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства от 01.12.2014 N 06-01-82/8888 об отказе в предоставлении субсидии, а также просило обязать Министерство предоставить субсидию на повышение плодородия почв в размере 2 574 000 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 05.04.2015 (судья Мартемьянов В.Б.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Министерства признано недействительным. Суд обязал Министерство устранить нарушение прав и интересов общества путем принятия решения о предоставлении субсидии на повышение плодородия почв.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 (судьи Вараксина Н.В., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Признать недействительным решение Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 01.12.2014 N 06-01-82/8888 об отказе в предоставлении субсидии как не соответствующее положениям Порядка предоставления субсидий на повышение плодородия почв, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N 110-ПП, и обязать Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Семухино" (ИНН 6673217921, ОГРН 1106673007550) 2000 (две тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины".
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что измененная постановлением суда апелляционной инстанции резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит указания на способ устранения нарушенных прав и интересов общества.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Министерством принято решение от 01.12.2014 N 06-01-82/8888 об отказе в предоставлении субсидии обществу, в котором указано следующее: "Во исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2014 по делу N А60-33867/2014 по заявлению общества о признании незаконным бездействия Министерства и руководствуясь п. 9 Порядка предоставления субсидий на повышение плодородия почв, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N 110-ПП (далее - Порядок), Министерство рассмотрело представленные обществом заявление и документы о предоставлении субсидий на повышение плодородия почв, поступившие из территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Красноуфимского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, и извещает, что обществу отказано в предоставлении субсидии на основании п. 9 Порядка, а именно: документы из Красноуфимского управления поступили в Министерство 25.07.2014 в нарушение срока представления документов, указанного в п. 7 Порядка, то есть позднее 5 июля текущего года, предусмотренного для весенних работ по повышению плодородия почв; не представлены документы, подтверждающие проведение работ по известкованию кислых почв в соответствии с нормами внесения, установленными проектно-сметной документацией на проведение этих работ; актом проверки выполнения работ по известкованию кислых почв обществом от 24.06.2014, проведенной специалистами Красноуфимского управления совместно с главным специалистом агрохимцентра ФГБУ ГЦАС "Свердловский", зафиксировано наличие известняковой муки ориентировочно 400 т на территории МТМ (гаража) в с. Крылово, однако руководство общества отказалось объяснить наличие невнесенной известняковой муки, что свидетельствует о представлении обществом документов, содержащих заведомо недостоверные данные об объеме фактически выполненных работ".
Полагая, что названное решение Министерства является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав выводы о том, что у Министерства отсутствовали основания для отказа обществу в предоставлении субсидии, Министерством не представлено надлежащих доказательств, бесспорно свидетельствующих о представлении обществом документов, содержащих заведомо недостоверные данные, обществом представлены все документы, перечисленные в п. 7 Порядка и имеющиеся в представленных документах недочеты не являются существенными, не влекут за собой отказ в предоставлении субсидии, удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение Министерства недействительным и обязав Министерство устранить нарушение прав и интересов общества путем принятия решения о предоставлении субсидии на повышение плодородия почв.
Суд апелляционной инстанции, поддержав вывод суда первой инстанции о том, что Министерством не представлено надлежащих доказательств, бесспорно свидетельствующих о представлении обществом документов, содержащих заведомо недостоверные данные, указал, что поскольку при рассмотрении спора об оспаривании решения государственного органа суд не может подменять уполномоченный орган в решении вопроса о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, следовательно, в рассматриваемом случае суд не может обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества именно путем принятия решения о предоставлении субсидии на повышение плодородия почв в заявленной обществом сумме, изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции в названной части.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству и установленным обстоятельствам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 Порядка предоставление субсидий осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий, является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 5 Порядка право на получение субсидий имеют юридические (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и физические лица (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области", осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, имеющие на праве собственности (аренды) посевные площади под сельскохозяйственными культурами (далее - организации), на основании соглашений, заключаемых организациями с Министерством по форме, утверждаемой Министерством.
Субсидия организации предоставляется для компенсации части затрат на приобретение в текущем финансовом году мелиорантов (без налога на добавленную стоимость) в размере за одну тонну: известковой муки - 1200 руб.; фосфоритной муки - 3000 руб. Субсидии, предоставляемые организациям, не должны превышать фактическую стоимость мелиорантов, использованных в текущем году при проведении работ по известкованию кислых почв и фосфоритованию земель с низким содержанием фосфора по нормам внесения согласно проектно-сметной документации (п. 6 Порядка).
На основании п. 7 Порядка для реализации права на получение субсидий в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на соответствующей территории (далее - Управление) или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) организацией не позднее 5 июля текущего года и (или) 5 ноября текущего финансового года представляются: заявление о предоставлении субсидии; копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и информационного письма об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, заверенные организацией; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей отсутствие ведения процедуры ликвидации, выданная налоговым органом, заверенная организацией; копия отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса по форме N 6-АПК (отчетный финансовый год) или информации о производственной деятельности по форме 1-КФХ, заверенная организацией; копия сведений об итогах сева под урожай текущего года (форма N 4-СХ или форма 1-фермер) и (или) копия сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции (форма N П-1 (СХ)), заверенная организацией; справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (на 1 число месяца, в котором представляется заявление о предоставлении субсидии); копия договора на поставку мелиорантов, заверенная организацией; копия технологического рабочего проекта на проведение работ по известкованию кислых почв и фосфоритованию земель с низким содержанием фосфора, заверенная организацией; копии счета-фактуры, накладной (товарной, товарно-транспортной и (или) железнодорожно-транспортной) и сертификата качества или соответствия, заверенные организацией; копии актов выполненных работ об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений и (или) химической защиты растений (форма N 420-АПК), заверенные организацией; копии платежных поручений на оплату мелиорантов, заверенные организацией; справка-расчет о причитающихся субсидиях на повышение плодородия почв (далее - справка-расчет) в трех экземплярах по форме согласно приложению N 1 к Порядку; справка с указанием номера счета организации, открытого в кредитной организации для перечисления субсидий.
В силу п. 8 Порядка Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) принимает заявление организации и документы, указанные в п. 7 настоящего Порядка. В заявлении организации делается отметка о дате получения документов, ставится подпись, указываются фамилия и должность специалиста, принявшего документы. Копия заявления с отметкой о дате получения документов с подписью специалиста, принявшего документы, возвращается организации; формирует сводный перечень поступивших заявлений в течение 3 рабочих дней и передает его для рассмотрения в Министерство с приложением документов, представленных организацией.
Согласно п. 9 Порядка Министерство: регистрирует заявление организации в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Министерства; рассматривает представленные в соответствии с п. 7 Порядка документы в течение 5 рабочих дней и по итогам рассмотрения принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, которое в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляет организации.
Решение об отказе в предоставлении субсидии принимается по следующим причинам: несоответствие организации условиям, предусмотренным п. 5 названного Порядка; превышение совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств; несоблюдение срока представления документов, указанного в п. 7 Порядка; наличие решения собственника о ликвидации или решений арбитражных судов о признании организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства; использование мелиорантов при проведении работ по известкованию кислых почв и фосфоритованию земель с низким содержанием фосфора ниже норм внесения, установленных проектно-сметной документацией на проведение этих работ; наличие просроченной задолженности по налоговым платежам и иным обязательным платежам; представление документов, содержащих заведомо недостоверные данные.
Решение об отказе в предоставлении субсидии может быть обжаловано организацией в установленном законодательством порядке.
В соответствии с п. 10 Порядка в случае неполного представления документов, указанных в п. 7 Порядка, а также ненадлежащего их оформления (отсутствие оттисков печати, подписей должностных лиц, других необходимых реквизитов, арифметические ошибки, несоответствие объемов и сумм, указанных в справках-расчетах, представленным первичным документам) Министерство (Управление) возвращает документы на доработку. В справке-расчете делается запись о возврате документов на доработку с указанием даты возврата. В течение 10 рабочих дней с момента возврата документы должны быть доработаны и представлены в Управление или Министерство. Представленные организацией документы после доработки должны быть рассмотрены Министерством (Управлением) в течение 5 рабочих дней.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по делу N А60-33867/2014 Арбитражного суда Свердловской области признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии на повышение плодородия почв.
Из содержания оспариваемого решения Министерства об отказе в предоставлении субсидии по настоящему делу следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении обществу субсидии на повышение плодородия почв послужило то, что документы из Красноуфимского управления поступили в Министерство 25.07.2014 (входящий N 4780) в нарушение срока представления документов, указанного в п. 7 Порядка, то есть позднее 5 июля текущего года, предусмотренного для весенних работ по повышению плодородия почв.
Однако общество обратилось в Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства с заявлением от 30.05.2014 о предоставлении субсидии, Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства возвратило пакет документов на доработку с сопроводительным письмом от 03.06.2014.
Общество 09.06.2014 направило в адрес Красноуфимского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства пакет документов с заявлением о предоставлении субсидии, которое получено Красноуфимским управлением агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства 18.06.2014.
Кроме того, в решении Министерства от 01.12.2014 N 06-01-82/8888 об отказе в предоставлении субсидии указано, что основанием для отказа в предоставлении обществу субсидии на повышение плодородия почв является также представление документов, подтверждающих проведение работ по известкованию кислых почв в соответствии с нормами внесения, установленными проектно-сметной документацией на проведение этих работ (при этом не указано, какие именно документы не представлены или в чем представленные документы не соответствуют установленным требованиям); актом проверки выполнения работ по известкованию кислых почв обществом от 24.06.2014, проведенной специалистами Красноуфимского управления совместно с главным специалистом агрохимцентра ФГБУ ГЦАС "Свердловский", зафиксировано наличие известняковой муки ориентировочно 400 т на территории МТМ (гаража) в с. Крылово, однако руководство общества отказалось объяснить наличие невнесенной известняковой муки, что свидетельствует о представлении обществом документов, содержащих заведомо недостоверные данные об объеме фактически выполненных работ.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что из заявления общества от 09.06.2014 и описи вложения в ценное письмо следует, что обществом представлены: копия акта от 18.05.2014 N 1 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений форма N 420; копия акта от 24.05.2014 N 2 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений форма N 420; копии лимитно-заборных карт от 08.05.2014 N 1-и, от 09.05.2014 N 2-и, от 11.05.2014 N 3-и, от 12.05.2014 N 4-и, от 13.05.2014 N 5-и, от 14.05.2014 N 6-и, от 17.05.2014 N 7-и, от 22.05.2014 N 1-ф, от 23.05.2014 N 2-ф. При этом в оспариваемом решении Министерства об отказе в предоставлении субсидии не указано, в чем именно названные документы не соответствуют установленным требованиям.
Суд апелляционной инстанции также указал, что само по себе наличие известняковой муки ориентировочно 400 т на территории МТМ (гаража) в с. Крылово, не свидетельствует о представлении обществом документов, содержащих заведомо недостоверные данные об объеме фактически выполненных работ.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о незаконности решения Министерства от 01.12.2014 N 06-01-82/8888 об отказе в предоставлении субсидии по указанным в названном решении основаниям.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении спора об оспаривании решения государственного органа суд не может подменять уполномоченный орган в решении вопроса о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии по основаниям и обстоятельствам, которые не были указаны в оспариваемом решении, а также в решении вопроса об определении конкретного размера субсидии, в рассматриваемом случае суд не может обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя именно путем принятия решения о предоставлении субсидии на повышение плодородия почв в заявленной обществом сумме.
В связи с этим суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции, указав в резолютивной части на обязанность Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы, указанные в жалобе общества, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А60-57149/2014 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семухино" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.