Екатеринбург |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А60-47573/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2015 по делу N А60-47573/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Жабокрик И.Л. (доверенность от 14.09.2015 N 38), Дмитриева Т.Н. (доверенность от 10.06.2015 N 23);
общества с ограниченной ответственностью "Форт - Транс" (далее - общество "Форт - Транс") - Сиразутдинова А.А. (доверенность от 28.05.2015 N 2/2015).
Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании недействительными решения и предписания от 31.07.2014 N 25.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытые акционерные общества: "Информационная сеть", "Банк Екатеринбург", "Газпромбанк"; ЕМУП "Муниципальное объединение автобусных предприятий"; ЕМУП "Екатеринбургский метрополитен"; ЕМУП "Трамвайно-Троллейбусное Управление"; общества с ограниченной ответственностью: "Автомобильное Предприятие Город", "Авто-Ном", "Декар-Бас", "Ю-Ви-Эй-Транс", "Форт-Транс", "УК "Инноватика", "Центр информационной безопасности "Тринити Сервис", "Екатеринбургавтотранс", "УралАвто ЮГ"; Екатеринбургская городская Дума (далее - Дума).
Решением суда первой инстанции от 05.02.2015 (судья Гнездилова Н.В.) заявленные требований удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что информационная система "Транспортная карта г. Екатеринбурга" является муниципальной, поскольку ее эксплуатация осуществляется органом местного самоуправления или другим юридическим лицом, привлекаемым органом местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Однако, по мнению антимонопольного органа, фактически в муниципальном образовании "г. Екатеринбург" эксплуатация обществом "Информационная сеть" системы "Транспортная карта г. Екатеринбурга" осуществляется за счет перевозчиков.
В отзыве на кассационную жалобу Дума просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, решением по делу от 31.07.2014 N 25 антимонопольным органом в действиях администрации в рамках деятельности Департамента по управлению муниципальным имуществом и Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети и оператора информационной системы (общества "Информационная сеть") признан факт нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), выразившегося в осуществлении согласованных действий по участию органа местного самоуправления в создании оператора информационной системы (общества "Информационная сеть") для целей эксплуатации муниципальной информационной системы "Транспортная карта г. Екатеринбурга" под видом частной и ее эксплуатации за счет перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на основании договоров с уполномоченным органом местного самоуправления, предусматривающих обязательное использование перевозчиками указанной системы, что приводит (может привести) к недопущению конкуренции среди операторов информационных и платежных систем и операторов электронных денежных средств, повышению цен (тарифов) на эксплуатацию муниципальной информационной системы "Транспортная карта г. Екатеринбурга".
Администрации выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.07.2014 по делу N 25.
Полагая, что решение и предписание незаконны, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии оснований для признания оспариваемых решения и предписания Управления недействительными, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 1, 4, 7, 17 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке; под товаром - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; признаки ограничения конкуренции проявляются в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также в иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что во исполнение п. 2 решения от 25.08.2009 N 29/8 Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые "Транспортные карты" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан, а также утверждено Положение о порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования (далее - Положение N 3776), согласно п. 1 и п. 4 которого названные карты являются собственностью изготовившего ее оператора - организации, обеспечивающей внедрение, эксплуатацию и сопровождение автоматизированной системы учета безналичной оплаты проезда.
Одновременно Комитету по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Постановлением от 27.08.2009 N 3776 поручено: организовать внедрение до 01.01.2010 в городе Екатеринбурге автоматизированной системы "Транспортная карта города Екатеринбурга", обеспечивающей использование персональных пластиковых карт для отдельных категорий граждан для оплаты проезда в муниципальном общественном пассажирском транспорте общего пользования; организовать оснащение до 20.11.2009 подвижного состава муниципальных предприятий общественного транспорта техническими средствами для приема и обслуживания персональных пластиковых карт для отдельных категорий граждан; обеспечить предоставление с 01.01.2010 услуг по перевозке муниципальным пассажирским транспортом с оплатой проезда с использованием персональных пластиковых карт для отдельных категорий граждан.
Впоследствии отдельным категориям граждан решением Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" по утвержденному им перечню предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта". Главе Екатеринбурга предложено установить форму социальной транспортной карты, стоимость льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании социальной транспортной карты, а также порядок обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Социальная транспортная карта" и порядок их использования. Названным решением продлен до 01.03.2010 срок действия Положения "О едином льготном проездном билете на все виды городского пассажирского транспорта общего пользования для отдельных категорий населения муниципального образования "г. Екатеринбург", утвержденного решением Думы от 25.08.2009 N 29/8.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 во исполнение решения от 22.12.2009 N 72/15 с 01.01.2010 вместо Положения N 3776 утверждено Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан социальными транспортными картами, согласно п. 3.1 которого социальная транспортная карта вновь считается собственностью юридического лица, осуществляющего техническое обслуживание системы "Транспортная карта г. Екатеринбурга", а также утверждена форма социальной транспортной карты.
Суды с учетом Федерального закона N 149-ФЗ указали, что оператором системы "Транспортная карта г. Екатеринбурга" является общество "Информационная сеть", которое вправе устанавливать порядок эксплуатации данной системы, вправе заключить договор об эксплуатации информационной системы (либо ее части, компонента, модуля) с администрацией (либо другим юридическим и/или физическим лицом). В таком договоре права и обязанности принимающей стороны определены таким образом, чтобы в процессе эксплуатации системы (или ее частей) не нарушались целостность информации и ее потоков, не совершались действия, которые нарушили бы работоспособность системы или нормативно-правовые акты (например, в области защиты персональных данных граждан-держателей карт).
Кроме того, система "Транспортная карта г. Екатеринбурга" (либо ее отдельные элементы) может быть передана в эксплуатацию третьим лицам, при условии соблюдения третьими лицами условий эксплуатации. Однако полная передача имущественных (исключительных) прав на систему, а впоследствии их регистрации, и внесение системы в реестр муниципальных информационных систем - невозможны. Согласно договорам и лицензиям общество "Информационная сеть" не обладает правом передачи даже части программного обеспечения для ЭВМ, которое, в свою очередь, является частью системы.
Суды, проанализировав материалы дела и, в частности, договор поручения от 07.07.2011 N 702/11, заключенный между ЕМУП "ТТУ" и обществом "Информационная сеть", указали, что названный договор имеет своим предметом выполнение поручения перевозчика к обществу "Информационная Сеть" подготавливать и передавать сведения в уполномоченный орган - Комитет социальной политики Администрации г. Екатеринбурга - для возмещения части расходов, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан при перевозке городским пассажирским транспортом общего пользования - трамваями и троллейбусами. Данный договор заключен с целью сбора и передачи соответствующих сведений одной стороной договора от имени и по поручению другой стороны договора. В связи с этим действия стороны, оказывающей эту услугу за вознаграждение, не могут повлиять на установление или поддержание цен, скидок, надбавок и наценок, а также привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды обоснованно отклонили вывод Управления о нарушении администрацией и оператором информационной системы ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в осуществлении согласованных действий по участию органа местного самоуправления в создании оператора информационной системы для целей эксплуатации муниципальной информационной системы "Транспортная карта г. Екатеринбурга" под видом частной и ее эксплуатации за счет перевозчиков.
Доводы, указанные в кассационной жалобе антимонопольного органа судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2015 по делу N А60-47573/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.