Екатеринбург |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А60-687/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Василенко С.Н., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралэкспо-НТ" (ИНН: 6623099359, ОГРН: 1146623000424); (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2015 по делу N А60-687/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества:
Рейкина О.А. - директор, Куценок В.В. (доверенность от 17.09.2015 N 8).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Административной комиссии Ленинского района г. Екатеринбурга (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 24.12.2014 N 512 о привлечении общества к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ (далее - Закон Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда от 14.04.2015 (судья Киреев П.Н.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильную квалификацию, вменяемого в вину правонарушения, и отсутствие оценки доказательств по делу.
По мнению общества, им совершено правонарушение, выразившееся в нарушении порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами. В то время как его привлекли к ответственности за ненадлежащее содержание контейнерной площадки (переполнение мусором).
Кроме того, суды не установили, кому конкретно принадлежит контейнерная площадка, что влияет на установление лица, виновного в совершении правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 19.11.2014 специалистом отдела по благоустройству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Ленинского района города Нижний Тагил в 16 час. 04 мин. и 21.11.2014 г. в 10 час. 57 мин. был проведен осмотр контейнерной площадки для вывоза ТБО расположенной по адресу: г. Нижний Тагил, в районе многоквартирных жилых домов по улице Дружинина, 60, 62, в ходе которого установлено, что на контейнерной площадке контейнеры переполнены, на территории, прилегающей к контейнерной площадке свалка отходов (картонные коробки, мешки с отходами, строительный мусор и т.д.), что является нарушением п.п. 3 п. 6, пункт 41 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Н. Тагил, утвержденных постановлением администрации г. Н. Тагил от 25.06.2013 N 1450 (далее - Правила благоустройства).
Результаты обследования зафиксированы в актах от 19.11.2014 и 21.11.2014, составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 08.12.2014 N П-451/2014.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что ответственным лицом по ул. Дружинина, является общество.
Административным органом по итогам рассмотрения материалов административного дела 24.12.2014 вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 512, которым общество привлечено к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Арбитражным судом установлено, что общество по адресу: г. Нижний Тагил, в районе многоквартирных жилых домов по улице Дружинина, 60, 62, не обеспечило выполнение требований по надлежащему устройству и содержанию контейнерной площадки, вследствие чего произошло переполнение контейнеров на территории, прилегающей к контейнерной площадке, где образовалась свалка отходов (картонные коробки, мешки с отходами, строительный мусор и т.д.); не организовало в составе площадки отсек для сбора крупногабаритного мусора, в связи с чем, крупногабаритный мусор складируется на прилегающей к площадке территории.
В соответствии с подп. 3 п. 6 Правил благоустройства, собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить: устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски.
Пункт 41 Правил благоустройства предусматривает, что контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора определены в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 в составе контейнерной площадки организуется отсек для сбора крупногабаритного мусора, отделенный от площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждением.
Пункт 4 Правил благоустройства определяют крупногабаритный мусор как отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие свои потребительские свойства, по размеру и характеру не помещающиеся в контейнер, собираемые в бункеры-накопители или размещаемые на специально отведенных площадках.
Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний - не реже одного раза в три дня.
Уборка контейнерных площадок производится ежедневно.
Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут собственники помещений и (или) уполномоченными ими лица.
В зоне индивидуальной жилой застройки вывоз твердых бытовых отходов и жидких отходов осуществляется за счет домовладельцев или лиц, проживающих в домах. Владельцы индивидуальных жилых домов обязаны собирать твердые бытовые отходы только в местах, специально оборудованных в соответствии с санитарными правилами и нормам.
Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют:
- на территории многоквартирных жилых домов - управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;
- в зоне застройки индивидуальными жилыми домами - собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов;
- на иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся мусоросборники.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Данные правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Таким образом, действующим законодательством возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории на организацию осуществляющую обслуживание жилого дома.
Арбитражным судом установлено, что лицом ответственным за содержание контейнерной площадки по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Дружинина, 60,62 является заявитель, обслуживающий дом N 60.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку судами установлено, что ответственным за устройство и содержание указанной выше контейнерной площадки является общество, которое, осуществляя функции управляющей организации, обслуживающей многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Дружинина, 60, не обеспечило надлежащее устройство и содержание названной контейнерной площадки, и не представило доказательств, подтверждающих отсутствие возможности и наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению своих обязанностей по соблюдению Правил благоустройства, выводы судов о наличии состава правонарушения, вменяемого в вину обществу, являются правильными.
При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии у него соответствующей обязанности по соблюдению Правил благоустройства и вины в их несоблюдении, подлежат отклонению.
Доводы заявителя о ненадлежащей квалификации правонарушения также подлежат отклонению, т.к. ответственность, установленная ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ, применяется в случае нарушения порядка проведения работ по уборке территории.
Суды сделали правильные выводы о законности оспариваемого решения административного органа.
Указанные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2015 по делу N А60-687/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралэкспо-НТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.