Екатеринбург |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А76-3008/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Тороповой М. В., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябтракинформ" (далее - общество "Челябтракинформ") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2015 по делу N А76-3008/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Челябтракинформ" - Латынцев И.А. (доверенность от 29.01.2015).
Общество "Челябтракинформ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения администрации от 12.12.2014 N 8517 "Об отмене распоряжения Администрации города Челябинска от 25.08.2014 N 5300".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска, прокуратура города Челябинска.
Решением суда от 05.05.2015 (судья Бастен Д.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.07.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель указывает на отсутствие в оспариваемом распоряжении администрации обоснования и ссылок на выявленные нарушения, послужившие основанием для отмены распоряжения администрации от 25.08.2014 N 5300.
Кроме того, заявитель оспаривает выводы судов о том, что размещенная информация о предоставлении земельного участка с указанием только на его ориентировочное местонахождение является недостаточной для идентификации земельного участка.
Помимо изложенного, по мнению заявителя, учитывая, что публичное информирование о предоставлении земельного участка направлено на защиту интересов третьих лиц, в том числе претендентов на испрашиваемый земельный участок, отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о невозможности получения любым потенциальным претендентом информации о земельном участке, а также о поступлении заявок в отношении испрашиваемого земельного участка от иных лиц, свидетельствует об отсутствии факта нарушения публичных интересов, в связи с чем оснований для отмены администрацией распоряжения от 25.08.2014 N 5300 у органа местного самоуправления не имелось.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Данные правовые положения основаны на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства и направлены на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации. При этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О).
В случае реализации органом местного самоуправления правомочия, регламентированного ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, соответствующий орган (либо должностное лицо) обязан обосновать необходимость отмены ранее вынесенного правового акта, указать на несоответствие последнего нормам права.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предполагающий выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанное положение закона призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество "Челябтракинформ" 19.05.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 5000 кв.м для проектирования и строительства комплекса бытового обслуживания населения по ул. Кулибина в Тракторозаводском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта.
В связи с обращением общества "Челябтракинформ" администрацией в газете "Вечерний Челябинск" от 18.06.2014 опубликовано сообщение о поступившем заявлении и начале работ по формированию земельного участка без проведения торгов для строительства объекта - комплекса бытового обслуживания населения, место расположения - по ул. Кулибина, южнее жилого дома по ул. Рыбокоптильной, 65, Тракторозаводский район.
Распоряжением администрации от 25.08.2014 N 5300 утверждена схема N 009862-02-2014 расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (жилая территориальная зона) по ул. Кулибина, южнее жилого дома по ул. Рыбокоптильной, 65 в Тракторозаводском районе города Челябинска, и предварительно согласовано место размещения комплекса бытового обслуживания населения обществу "Челябтракинформ" без проведения торгов (конкурсов, аукционов), утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,4021 га.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 20.09.2014 N 7400/101/14-740837 на государственный кадастровый учет 30.09.2014 поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0214002:869 площадью 4021 кв.м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комплекса бытового обслуживания населения, местоположение: г. Челябинск, по ул. Кулибина, южнее жилого дома по ул. Рыбокоптильная, 65.
Судами установлено, что прокуратура города Челябинска представила в администрацию протест на распоряжение администрации от 25.08.2014 N 5300, в котором потребовала отменить данное распоряжение, указывая на нарушения требований п. 1, 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно на отсутствие в заявлении общества "Челябтракинформ" обоснования примерного размера земельного участка, на отсутствие в публикации сведений о площади испрашиваемого земельного участка и невозможность однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно заявленного ориентира.
Согласно протоколу совещания от 12.12.2014 Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска протест прокурора от 02.12.2014 N 13-2014 признан обоснованным, распоряжением администрации от 12.12.2014 N 8517 распоряжение администрации от 25.08.2014 N 5300 отменено, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 009862-02-2014 аннулирована.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в поданном обществом "Челябтракинформ" заявлении не указано обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, к заявлению не приложены технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты, отсутствует указание на испрашиваемое право на земельный участок.
Кроме того, судами выявлено, что публикация ответчика не содержала сведений о площади предполагаемого к предоставлению земельного участка для целей строительства, в публикации указано лишь ориентировочное местонахождение земельного участка: по ул. Кулибина, южнее жилого дома по ул. Рыбокоптильной, 65, Тракторозаводский район.
При исследовании представленных в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 009862-02-2014, ситуационного плана к акту выбора графической части задания N 91-а на разработку документации по планировке территории, судами установлено, что в качестве ориентира местонахождения земельного участка дополнительно указана ул. Майская, которая находится на значительном удалении от испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 74:36:0214002:869 площадью 4021 кв.м.
Установив фактические обстоятельства настоящего дела и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно признали, что размещенная информация о предоставлении земельного участка является недостаточной для идентификации земельного участка, отсутствие сведений об испрашиваемой площади земельного участка в публикации в совокупности с пространственной удаленностью ориентиров, ограничивающих и позволяющих уточнить на местности место предполагаемого предоставления земельного участка, исключает достаточность сведений для определения подлежащего предоставлению земельного участка, а потому не может быть признано направленным на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, возможных претендентов на земельный участок.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным вывод администрации о том, что распоряжение администрации от 25.08.2014 N 5300 принято в нарушение порядка предоставления земельного участка, установленного ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований общества "Челябтракинформ" о признании недействительным распоряжения администрации от 12.12.2014 N 8517 "Об отмене распоряжения Администрации города Челябинска от 25.08.2014 N 5300".
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2015 по делу N А76-3008/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябтракинформ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.