Екатеринбург |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А47-7238/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Сухановой Н. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ТКС-Щит" (ИНН 5614019066, ОГРН 1045609351424; далее - общество, ЧОП) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.04.2015 по делу N А47-7238/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел по Оренбургской области (ИНН 5610036776, ОГРН 1025601030740; далее - управление, административный орган) о признании незаконным отказа в предоставлении лицензии на частную охранную деятельность, содержащуюся в уведомлении от 27.05.2014.
С учетом уточнения, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество просит признать незаконным заключение от 23.05.2014 об отказе в предоставлении лицензии, обязать управление устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 10.04.2015 (судья Федорова С.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные обществом требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов доказательствам, представленным в материалы дела.
Общество считает необоснованным вывод судов, что оспариваемое заключение от 23.05.2014 не противоречит нормам действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами при рассмотрении указанного дела не учтен абз. 3 п. 2.3. Устава общества, которым предусмотрено, что если условиями предоставления разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности установлено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия лицензии не в праве осуществлять иные виды деятельности, кроме, предусмотренных лицензией и им сопутствующих.
ЧОП в кассационной жалобе указывает на то, что у него отсутствовали намерения осуществлять новый вид охранных услуг, в связи с чем, по его мнению, управлением незаконно затребованы к заявлению о продлении срока действия лицензии дополнительные документы (в том числе Устав общества), за исключением оригинала документа, подтверждающего наличие лицензии; документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за переоформление, наличие лицензии.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
В Уставе, утвержденном 20.04.2014, ЧОП определены основные виды деятельности в соответствии со ст. 3 разд. 1 (п. 2.2) Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1); деятельность общества не ограничивается оговоренной в Уставе, оно имеет гражданские права и обязанности необходимые для осуществления любых видов деятельности.
ЧОП, в пункте п. 2.3 Устава предусмотрено, что если условиями предоставления лицензии установлено требование о занятии деятельностью как исключительной, то общество в пределах срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности.
Обществу выдана лицензия от 14.05.2004 N 41 на осуществление частной охранной деятельности со сроком действия с 14.05.2004 до 14.05.2014.
ЧОП 06.05.2014 обратилось в управление с заявлением о продлении срока действия лицензии на частную охранную деятельность, приложив по описи необходимые документы для продления срока действия лицензии, в том числе копию Устава предприятия в новой редакции от 20.03.2014.
В ходе проверки, административным органом выявлено несоответствие представленных обществом документов лицензионным требованиям и условиям, что послужило основанием для отказа в продлении ему срока действия лицензии на частную охранную деятельность.
Уведомлением от 16.04.2014 административным органом отказано ЧОП в предоставлении лицензии, мотивировав его нарушениями, выразившимися в неполноте заполнения заявления ввиду неуказания сведений о намерении использовать технические и иные средства, потребность в них (нарушение ст. 11.3 Закона N 2487-1); нарушения "а" п. 10, "д" п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - постановление N 498) ввиду отсутствия в штатном расписании дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы (имеются только штатные единицы работников); п. 4.1 Устава ЧОП содержит недостоверную информацию об учредителях и размерах их долей в уставном капитале, в связи с чем нарушена ст. 11.3 Закона N 2487-1; несоответствие п. 3.8 Устава общества, требованиям ст. 15.1 Закона N 2487-1.
По результатам рассмотрения повторного обращения 06.05.2014 о выдаче лицензии на частную охранную деятельность, после устранения ЧОП выявленных нарушений, управлением вынесено заключение об отказе обществу в продлении действия лицензии с указанием оснований для отказа - нарушение положений ст. 3 Закона N 2487-1.
Административным органом, с учетом положений ст. 11 Закона, содержащей условия разрешения оказания охранных услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Закона, только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел, которые не имеют права заниматься иными видами деятельности в силу наличия у них специальной правоспособности, произведен 27.05.2014 отказ в предоставлении ЧОП лицензии на частную охранную деятельность мотивировав его тем, что п. 2.2 Устава установлены виды деятельности, предусмотренной разделом 1 ст. 3 Закона N 2487-1, в том числе, частную детективную и охранную деятельность. Административным органом указано также на то, что в силу ч. 5 ст. 12 Закона N 2487-1 частным охранникам запрещено использовать методы сыска, в связи с чем предложил устранить данные недостатки.
Впоследствии на обращение ЧОП 24.06.2014 о выдаче лицензии, управлением 28.07.2014 обществу выдана лицензия на осуществление частной охранной деятельности N 013966 со сроком действия до 28.07.2019.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2014 по делу А47-10919/2014 обществу отказано в признании недействительным заключения от 09.07.2014 об отказе в признании незаконным решения; судом установлено, что общество обратилось с заявлением о продлении срока лицензии после окончания его действия, в связи с чем, в продлении обоснованно отказано.
Полагая, что отказ административного органа является незаконным, нарушает его права, общество, уточнив заявленные требования, обратилось в арбитражный суд заявлением о признании незаконным заключения от 23.05.2014, с учетом выводов которого в продлении срока лицензии отказано.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. 32 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 1 ст. 1.1 Закона N 2487-1 предусмотрено, что частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
В силу ст. 11.2 Закона N 2487-1 предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Условия получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности производится на основании ст. 11.3 N 2487-1, согласно которой руководитель организации обязан представить в соответствующий орган внутренних дел заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, содержащее указание на полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них; документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
В силу ст. 11.4 N 2487-1 документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае продления срока действия лицензии.
В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.
В пункте 11 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на частную охранную деятельность (Приложение N 2 к приказу МВД России от 29.09.2011 года N 1039) предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие в документах, представленных заявителем, неполной или недостоверной информации; установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, суды обеих инстанций установили, что основанием для принятия оспариваемого заключения послужило выявленное административным органом несоответствие подп. 2.2., 2.3. Устава общества требованиям, предусмотренным ст. 11, 12 Закона N 2487-1, обоснованно посчитав, что одновременное осуществление деятельности ЧОП как охранной, так и детективной сыскной нарушает нормы действующего законодательства.
Судами верно отмечено, что на неоднократные обращения ЧОП о продлении срока действия лицензии управлением отказано на основании несоответствия представленных документов, требованиям, предусмотренным законодательством.
Суды установили также, что лицензия ЧОП выдана административным органом 28.07.2014 сроком на 5 лет, правомерно посчитав, что в данном конкретном деле, возникший спор разрешен.
С учетом изложенного вывод судов об обоснованности принятого управлением заключения от 23.05.2014, содержащего выводы об отказе ЧОП в продлении срока лицензии не противоречат нормам действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов общества.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано ЧОП в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов соответствует доказательствам, представленным в материалы дела, основан на нормах права, переоценке судом кассационной инстанции не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части указанного постановления.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы ЧОП проверялись судами и были отклонены с приведением в обжалуемых судебных актах мотивов их отклонения. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе обществом не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Обществу при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания кассационного производства.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, то в соответствии со ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.04.2015 по делу N А47-7238/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "ТКС-Щит" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "ТКС-Щит" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.