Екатеринбург |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А60-13139/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (далее - Министерство финансов Свердловской области, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2015 по делу N А60-13139/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Свердловской области - Ефремов Д.Ю. (доверенность от 01.12.2014 N 05-36-34/64);
Управления Федерального казначейства по Свердловской области - Никифорова А.Е. (доверенность от 14 01 2013 N 66АА1538571).
Управление топливо-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 073 250 руб. убытков.
Определением суда от 27.04.2015 на основании заявления истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области (ч. 2, 5 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того данным определением к участию в деле на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Свердловской области.
Решением суда от 19.05.2015 (судья Коликов В.В.) в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано. Исковые требования к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к нему, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, неправильное применение норм материального права. Заявитель указывает на то, что положениями ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) не предусмотрены расходные обязательства субъекта Российской Федерации по финансированию обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению Министерства финансов Свердловской области, в силу положений ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Таким образом, заявитель считает, что предоставление жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством Российской Федерации.
Кроме того, Министерство финансов Свердловской области считает необоснованной ссылку судов на наличие остатка денежных средств, предоставленных Свердловской области в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (обеспечение жилыми помещениями, инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005), в связи целевым характером предоставляемой субвенции.
Заявитель также считает, что Законом Свердловской области от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений жилищного государственного фонда Свердловской области социального использования" (далее - Закон от 20.02.2006 N 3-ОЗ), Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 95-ОЗ "Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области", Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 96-ФЗ "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области" не установлена обязанность Свердловской области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Талицкого районного суда Свердловской области от 07.12.2012 по делу N 2-776/2012 на истца возложена обязанность по предоставлению Тельминовой Галине Сергеевне на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение данного решения суда истцом и Сунцовой Верой Ивановной заключен договор купли-продажи от 18.10.2013, в соответствии с условиями которого Сунцова В.И. передала в муниципальную собственность благоустроенную квартиру, расположенную по адресу: Свердловская обл., г. Талица, ул. Льва Толстого, д. 7, кв. 12.
Согласно п. 2.1 договора купли-продажи цена названной квартиры составляет 1 073 250 руб.
На основании договора социального найма жилого помещения от 02.12.2013 N 93 вышеуказанная квартира предоставлена Тельминовой Г.С. в бессрочное владение и пользование.
Ссылаясь на то, что затраты на предоставление жилого помещения инвалиду - Тельминовой Г.С. являются расходным обязательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Свердловской области, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Исковые требования о взыскании со Свердловской области в пользу управления 1 073 250 руб. долга обоснованно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также положениями ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Судами установлено, что Тельминова Г.С. была признана нуждающейся в предоставлении жилья, и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005 на основании постановления управления от 11.10.2013 N 147 "О включении в списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", принятого в соответствии с Законом от 20.02.2006 N 3-ОЗ.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Свердловская область.
Кроме того, судами установлено, что в 2013 году в бюджет Свердловской области поступили денежные средства в размере 121 779 000 руб. в качестве субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Таким образом, суды верно указали, что Российская Федерация, обязанность по перечислению субвенций в отношении Свердловской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в 2013 году исполнена в полном объеме, в связи с чем субъект Российской Федерации - Свердловская область, незаконно отказал истцу в возмещении, расходов на предоставление жилого помещения Тельминовой Г.С. При таких обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили исковые требования на основании положений ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Названные выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 по делу N А60-23078/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Доводы, изложенные Министерством финансов Свердловской области в кассационной жалобе о том, что предоставление жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 является расходным обязательством Российской Федерации в силу положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ и ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, противоречат правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции.
Ссылка заявителя на то, что положениями Законов Свердловской области от 20.02.2006 N 3-ОЗ, от 07.12.2012 N 95-ОЗ от 07.12.2012 N 96-ФЗ не установлена обязанность Свердловской области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, отклоняется судом кассационной инстанции. Суд апелляционной инстанции, рассматривая настоящее дело, верно указал, что названные Законы регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005. Кроме того, и при отсутствии в субъекте Российской Федерации законодательного регулирования данных вопросов, финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, относится к расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2015 по делу N А60-13139/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.