Екатеринбург |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А50-27198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Рябовой С. Э., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Содружество" на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2015 по делу N А50-27198/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Содружество" - Комаров Р.В. (доверенность от 12.01.2015 N 1).
Открытое акционерное общество "Содружество" (далее - общество "Содружество") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края с заявлением о взыскании 10 779 418 руб. убытков.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Пермского края и Региональная служба по тарифам Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2015 (судья -Самаркин В.В.) исковые требования общества "Содружество" оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (судьи Васева Е.Е., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Содружество" просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а именно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пп.12, 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ч. 2 ст. 13 Арбитражного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что осуществление им перевозок пассажиров по тарифу ниже экономических затрат обусловлена наличием возможности получения субсидирования перевозок, кроме того, тариф в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону, установленный приказом общества "Содружество" от 12.04.2011 N 74, на основании постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.02.2011 N 2, был применен им с согласия ответчика. Общество "Содружество" не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что целевой направленностью субсидии не является возмещение в полном объеме недополученных перевозчиком доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, в связи с чем считает, что ответчик не исполнил обязательства по возмещению убытков в полном объеме, возникших у заявителя при перевозке пассажиров.
Кроме того, общество "Содружество" не согласно с выводами судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности противоправного, виновного характера действий ответчика и об отсутствии причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов Пермского края, Министерство транспорта Пермского края и Региональная служба по тарифам Пермского края просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в соответствии с положениями ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Содружество" (перевозчик) и Министерством транспорта Пермского края 03.03.2011 заключен договор N СЭД-44-08.2-14-3 (далее - договор) об осуществлении в 2011 году перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением указанных перевозок.
Согласно положениям п. 1.1 договора его предметом является предоставление перевозчику в 2011 году субсидий за счет бюджета Пермского края на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Пермского края, повышения качества обслуживания, свободного развития рынка транспортных услуг.
По условиям п. 3.1.1 договора перевозчик обязуется осуществлять перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края по приведенным в приложении N 1 к договору маршрутам и по тарифам, установленным перевозчиком согласно приложению N 2 к договору.
Пунктом 4.2 договора установлено, что субсидия предоставляется перевозчику за счет средств бюджета Пермского края в сумме 7 132 840 руб.;
за счет дополнительно привлеченных средств федерального и местных бюджетов - в сумме 9 455 160 руб. при условии их поступления в бюджет Пермского края.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение условий договора обществу "Содружество" из бюджета Пермского края перечислена субсидия в размере 7 132 840 руб., что также подтверждается представленными обществом "Содружество" отчетами.
Ссылаясь на то, что предоставленная субсидия не покрывает полученные от перевозки пассажиров в 2011 году убытки, составляющие разницу между фактическими затратами перевозчика на железнодорожную перевозку пассажиров на территории Пермского края в 2011 году и денежными средствами, полученными истцом за осуществление этого вида деятельности (платы за проезд и субсидии из регионального бюджета), общество "Содружество" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. 15, 16, 65, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении исковых требований ввиду недоказанности обществом факта возникновения убытков в результате виновных действий исполнительных органов власти Пермского края.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, для применения ответственности в виде взыскания убытков подлежат доказыванию наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
В силу п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно положениям п. 3 ст. 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
По правилам п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Пунктом 9 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок установлено, что тарифы, сборы и плата применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, устанавливаются органами регулирования.
Согласно указанным правовым нормам обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом установления государственного регулирования тарифа на пригородные железнодорожные перевозки.
Предоставление субсидий перевозчикам на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Пермского края в 2011 году осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2010 N 1093-п "Об утверждении порядка предоставления в 2011 году субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края" (далее - постановление от 24.12.2010 N 1093-п).
Пунктом 3 постановления от 24.12.2010 N 1093-п Министерство транспорта Пермского края определено главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели.
Согласно п. 4 постановления от 24.12.2010 N 1093-п норматив бюджетных затрат в 2011 году на предоставление субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, в расчете на проезд одного пассажира железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на расстояние одного километра составил 2 руб./км.
Постановлением от 24.12.2010 N 1093-п утвержден Порядок предоставления в 2011 году субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края (далее - Порядок N 1093-п), который в соответствии с пп. 1.2.3 п. 1.2 регулирует определение объема расходов бюджета Пермского края на предоставление в 2011 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, перевозчикам;
а также цели, условия и порядок предоставления в 2011 году субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края (пп. 1.2.4 п. 1.2 Порядка N 1093-п).
На основании п. 3.1 Порядка от 24.12.2010 N 1093-п, субсидия предоставляется по результатам отбора перевозчиков, имеющих право на заключение договора с целью возмещения части затрат перевозчикам, прошедшим отбор и осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края по полигонам.
Как установлено п. 5.1 Порядка от 24.12.2010 N 1093-п, субсидия предоставляется в пределах суммы средств бюджета Пермского края, установленной законом Пермского края о бюджете Пермского края на 2011 год.
Согласно п. 5.2 названного Порядка условиями предоставления субсидии являются: заключение между перевозчиком, прошедшим отбор, и Министерством транспорта договора, в котором в общем порядке указываются, в частности, размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, порядок возврата субсидии; порядок, сроки и формы представления перевозчиком отчетности о результатах выполнения условий предоставления субсидии.
В соответствии с п. 5.4 того же Порядка субсидии предоставляются за счет и в пределах средств бюджета Пермского края на указанные цели в размере 280 000 руб.; в размере 371 424 руб. - за счет дополнительно привлеченных средств федерального бюджета и (или) местных бюджетов. Размер субсидии, предоставляемой перевозчику, прошедшему отбор, определяется на основании показателей, указанных в поданной заявке (п. 5.5 Порядка N 1093-п).
Обязанность по обеспечению установления экономически обоснованного тарифа для перевозчика при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по Пермскому краю возложена на Региональную энергетическую комиссию Пермского края (ныне - Региональная служба по тарифам Пермского края, п. 6 постановления от 24.12.2010 N 1093-п).
Региональная служба по тарифам Пермского края, в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Пермского края, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края.
Судами установлено, что постановлением от 08.02.2011 N 2 Региональная служба по тарифам Пермского края установила и ввела в действие с 25.02.2011 для общества "Содружество" предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые на территории Пермского края, в размере 3,73 руб. за пассажиро-километр.
Приказом от 12.04.2011 N 74 общество "Содружество" установило и ввело в действие с 20.04.2011 тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Пермского края в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, судами установлено, что в период с 20.04.2011 по 31.12.2011 перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края осуществлялась обществом "Содружество" по тарифу, установленному приказом от 12.04.2011 N 74 в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону, то есть перевозчик воспользовался своим правом на применение тарифа ниже предельного максимального уровня в размере 3,73 руб. за пассажиро-километр, установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.02.2011 N 2.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между убытками заявителя и действиями ответчика, указав на то, что субъект предпринимательской деятельности осуществляет эту деятельность с определенной степенью риска. Заявитель, устанавливая тариф в указанном размере должен был спрогнозировать фактические затраты на железнодорожную перевозку пассажиров на территории Пермского края в 2011 году и размер денежных средств, полученных за осуществление данного вида деятельности.
При таких обстоятельствах довод заявителя о наличии причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчика и возникшими у истца убытками обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Довод заявителя жалобы о том, что тариф в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону установлен с согласия ответчика, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка. Как правильно указано судами, отсутствие возражений со стороны ответчика относительно применения тарифа ниже предельного максимального уровня не свидетельствует о наличии виновности ответчика в причинении убытков. Кроме того, о самостоятельности установления обществом "Содружество" тарифа в указанном размере свидетельствует то обстоятельство, что заявитель связывал осуществление своей деятельности с возможностью получения субсидий на возмещение части затрат из бюджета Пермского края.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебных актов в обжалуемой части.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2015 по делу N А50-27198/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Содружество" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.