Екатеринбург |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А60-4041/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Тороповой М. В., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Декар-Бас" (далее - общество "Декар-Бас") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу N А60-4041/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Декар-Бас" - Майоров Д.В. (доверенность от 10.01.15);
Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент)- Устьянцева Е.А. (доверенность от 29.12.14 N 33.13-17/898); Павлова Е.А. (доверенность от 29.12.14 N 33.13-17/900)
Общество "Декар-Бас" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Муниципальному образованию город Екатеринбург в лице Департамента с требованием о взыскании за счет казны муниципального образования город Екатеринбург 32 337 660 руб. 59 коп. в возмещение убытков, связанных с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярным маршрутам N 46 и N 053 в период с января 2012 по май 2014 года региональных и федеральных категорий граждан, установленных Перечнем, утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N72/15 "О социальной транспортной карте".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики, Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту и организации дорожного движения, Екатеринбургская городская Дума, открытое акционерное общество "Информационная сеть".
Решением суда от 29.05.2015 (судья Марьинских Г.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Гулякова Г.Н.) решение суда отменено в части пунктов 1, 2 резолютивной части.
В кассационной жалобе общество "Декар-Бас" просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь не его незаконность и необоснованность, решение суда первой инстанции - оставить в силе. Как указывает заявитель, вывод суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае расходные обязательства возникли у субъекта РФ, не основан на законе и противоречит вынесенным решениям, вступившим в законную силу. Общество "Декар-Бас" также указывает, что представленный им расчет выполнен в соответствии с положениями действующего законодательства и соответствует формуле расчета затрат отдельного перевозчика, связанных с предоставлением права льготного проезда, изложенной в Положении о порядке предоставления субсидий N 2604. Как полагает общество "Декар-Бас", вывод суда апелляционной инстанции о неподтвержденности данных, представленных заявителем при расчете убытков, противоречит правовым актам принятым в муниципальном образовании город Екатеринбург, определяющим автоматизированный характер системы "Транспортная карта города Екатеринбурга", а также статус открытого акционерного общества "Информационная сеть" как единственного оператора данной системы.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент и Екатеринбургская городская Дума просит постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции следует оставить в силе, исходя из следующего.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между обществом "Декар-Бас" (исполнитель) и Администрацией города Екатеринбурга (заказчик) заключен договор от 26.04.2011 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения N 46 "м-он Академический - Хохрякова" и N 053 "Ползунова - З-д строительных материалов" N 46-053/2011, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство обеспечить перевозку пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.2.11 договора от 26.04.2011 N 46-053/2011 в обязанности исполнителя (общества "Декар-Бас"), вытекающие из договора, также входит перевозка пассажиров по социальной транспортной карте и электронным проездным билетам.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору присоединения оператора и перевозчика N ПО1/12 к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга" общество "Декар-Бас" присоединился к участию в работе системы "Транспортная карта города Екатеринбурга" - организованному открытым акционерным обществом "И-сеть" единому информационному пространству, предназначенному для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.
В период с января 2012 года общество "Декар-Бас" при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по согласованным маршрутам принимал к оплате персональные пластиковые карты, проезд по которым оплачивался в том числе льготными категориями граждан.
Полагая, что у общества "Декар-Бас" возникли убытки в размере согласно уточненному в ходе рассмотрения настоящего дела расчету 29 391 246 руб. 35 коп., связанные с перевозкой пассажиров в период с января 2012 года по май 2014 года по регулярным маршрутам, общество "Декар-Бас" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим иском.
Рассмотрев заявленные требования общества "Декар-Бас" суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта оказания перевозчиком транспортных услуг и несении убытков в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в указанном размере и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку пришел к выводу о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Суд апелляционной инстанции указал, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством субъекта российской Федерации, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заключил, что общество "Декар-Бас" не представило документов, подтверждающих, что его сведения о фактическом количестве перевезенных пассажиров, достоверны и подтверждаются документально.
Суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции основано на неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
В силу п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов именно в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Заявленные к взысканию расходы понесены обществом "Декар-Бас" в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте города Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15".
В преамбуле названного Решения Екатеринбургской Думы указана ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной.
Из материалов дела усматривается, что в спорный период общество "Декар-Бас", осуществляя перевозку в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов - Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте", Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования" обеспечило возможность льготного проезда гражданам на основании персональных бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт "социальная транспортная карта", выданных отдельным категориям граждан.
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании социальной транспортной карты, утвержден вышеназванным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте".
Право льготного проезда для отдельных категорий граждан является гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив право льготного проезда, публично-правовое образование приняло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении перевозчиков по возмещению выпадающих (недополученных) доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении отдельных категорий граждан.
Поскольку предъявленные обществом "Декар-Бас" расходы понесены в результате льготного проезда отдельных муниципальных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15", указанные расходы являются убытками для перевозчика и подлежат возмещению за счет Администрации города Екатеринбурга в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии доказательств возмещения ответчиком понесенных обществом "Декар-Бас" расходов, в связи с предоставлением им льготного проезда.
Размер убытков за период с января 2012 года по май 2014 года определен обществом "Декар-Бас" на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий (согласно данным открытого акционерного общества "Информационная сеть" об объеме проездов и карт по сериям льготных персональных карт), а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями РЭК Свердловской области и обоснованно принят судом первой инстанции, ввиду сложившегося между сторонами порядка расчета в виде представления аналогичных данных указанного лица, во внесудебном порядке ответчиком не оспариваемым и документально не опровергнутым.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Администрации в пользу общества "Декар-Бас" 29 391 246 рублей 35 коп. в возмещение убытков.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции и вывода об отказе в удовлетворении требований общества.
Нормативно правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области дополнительная мера социальной поддержки в виде льготного проезда граждан, включенных в федеральный и областной регистры, на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования ( автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) по территории Свердловской области, не устанавливалась, в установленном порядке государственные полномочия по представлению такой меры социальной поддержки органам местного самоуправления не передавались и на общество "Декар-Бас", как на перевозчика, обязанность по предоставлению данной льготы не возлагалась, у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для вывода о возникновении у Свердловской области расходных обязательств по возмещению перевозчику (обществу "Декар-Бас") понесенных им убытков.
Следует отметить, что ранее по делу N А60-41208/2013 обществу "Декар-Бас" было отказано в удовлетворении требований за указанный период, предъявленных к Российской Федерации и Свердловской области.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Администрации о недостоверности произведенного обществом "Декар-Бас" расчета суммы убытков. Указанный порядок взаимодействия сторон и третьего лица, обеспечивает фактический электронный учет количества поездок льготной категории пассажиров.
Представленный расчет убытков, произведен на основании данного учета количества проездов граждан льготных категорий, а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров утвержденных постановлением РЭК Свердловской области, с учетом выплаченных субсидий.
Исходя из изложенного, следует признать, что выводы суда апелляционной инстанции являются необоснованными, вследствие чего обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу N А60-4041/2015 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2015 по делу N А60-4041/2015 оставить в силе.
Взыскать с муниципального образования город Екатеринбург в лице Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга за счет казны в пользу ООО "Декар-Бас" 3000 рублей судебных расходов по госпошлине при подаче кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.