Екатеринбург |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А60-57411/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТО-96" (далее - общество "АВТО-96", истец) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А60-57411/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "АВТО-96" - Родионов И.В. (доверенность от 14.11.2014);
Департамента финансов администрации города Екатеринбурга (далее - департамент, ответчик) - Павлова Е.А. (доверенность от 29.12.2014 N 33.13-17/900).
Общество "АВТО-96" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов администрации города Екатеринбурга с иском о взыскании 26 024 220 руб. 38 коп. убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярному маршруту городского сообщения N 27 "ТСЦ МЕГА - ЖБИ" в период с мая 2011 года по апрель 2014 года (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличения размера исковых требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Екатеринбурга, Екатеринбургская городская Дума, открытое акционерное общество "Информационная сеть" (далее - общество "Информационная сеть").
Решением суда от 29.05.2015 (судья Яговкина Е.Н.) исковые требования удовлетворены частично, с муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу общества взыскано 22 196 973,35 руб. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество "АВТО-96" просит указанное постановление суда апелляционной инстанции от 13.08.2015 отменить, решение суда первой инстанции от 29.05.2015 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель указывает на то, что в силу положений ст. 15, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 23.06.2015 N 25) действующим законодательством не предусмотрена возможность возмещения убытков, в том числе, возникших у перевозчика в связи с перевозкой льготных категорий граждан, в меньшем размере. Кроме того, по мнению общества "АВТО-96", правило п. 3 постановления администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604 о частичном возмещении затрат перевозчика по предоставлению права льготного проезда не исключает обязанность муниципального образования возмещать расходы перевозчику в полном объеме с учетом правовой позиции, изложенной в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума от 22.06.2006 N 23). По мнению заявителя, подписанное им соглашение о предоставлении субсидий также не может ограничивать возможность полного возмещения его расходов с учетом положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, общество указывает, что сумма подлежащих взысканию с ответчика убытков правомерно определена им на основании данных общества "Информационная сеть" о количестве поездок на его маршрутах льготных категорий граждан и действовавшего в спорный период тарифа на перевозку пассажиров, утвержденного в установленном порядке, что соответствует положениям ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25; заявленные ко взысканию убытки представляют собой разницу между стоимостью оказанных услуг льготным категориям пассажиров, по которым субсидии не выплачивались, и полученным за оказание таких услуг денежным средствам.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и Екатеринбургская городская Дума просят оставить оспариваемый судебный акт без изменения, считают его законным и обоснованным.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" (далее - Решение N 72/15) отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему перечнем предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта" (далее - социальная транспортная карта).
Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые карты ("Транспортные карты") для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан.
В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования Свердловской областью учреждено общество "Информационная сеть", с которым перевозчики города Екатеринбурга заключают договоры присоединения к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга".
Обществом "АВТО-96" (исполнитель) и администрацией города Екатеринбурга (заказчик) 23.05.2011 заключен договор N 27/2011 на осуществление пассажирских перевозок по регулярному маршруту городского сообщения N 27 "ТСЦ МЕГА - ЖБИ", в соответствии с условиями которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению перевозки пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.2.11 данного договора в обязанности общества "АВТО-96" также входит перевозка пассажиров по социальной транспортной карте и электронным проездным билетам.
В соответствии с дополнительным соглашением от 11.09.2012 к договору присоединения оператора и перевозчика N ПО1/12 к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга" истец присоединился к участию в работе системы "Транспортная карта города Екатеринбурга", предназначенной для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.
Постановлением администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются перевозчикам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора, процедура которого определена в гл. 2 данного Положения.
Предоставление субсидии перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение части затрат, связанных с предоставлением права льготного проезда на текущий год (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям: осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Екатеринбурга; предоставляющие право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью социальной транспортной карты) отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в муниципальном образовании "город Екатеринбург", не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и в соответствии с нормативными актами Свердловской области, а именно: пенсионерам по старости города Екатеринбурга; детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет, а также детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу пункта 5 Положения субсидии предоставляются ежемесячно на основании соглашения с перевозчиком о предоставлении субсидий (форма соглашения представлена в приложении N 1).
Обществом "АВТО-96" и администрацией города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики по вышеуказанной форме (приложения N 1 к Положению) заключено соглашение о предоставлении субсидии от 21.07.2011 N 24-КСП.
Истец в период с мая 2011 года по апрель 2014 года осуществил перевозку пассажиров на городском общественном транспорте на маршруте N 27 "ТСЦ МЕГА - ЖБИ", что сторонами не оспаривается.
Ссылаясь на возникновение убытков в связи с предоставлением транспортных услуг льготным категориям граждан в размере 26 024 220 руб. 38 коп., общество "АВТО-96" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку предъявленные обществом "АВТО-96" ко взысканию с муниципального образования "город Екатеринбург" расходы понесены им в результате предоставление транспортных услуг по льготной цене определенным категориям граждан на основании Решения N 72/15, установившего меры дополнительной социальной поддержки, такие расходы являются ущербом и подлежат возмещению истцу на основании ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отменяя данное решение и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика в пользу истца убытки в размере, определенном не в соответствии с методикой, утвержденной нормативным актом, регламентирующим возмещение расходов в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров (Положение N 2604); обществом "АВТО-96" не представлены доказательства, подтверждающие фактически понесенные затраты на перевозку льготных категорий пассажиров. Кроме того, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что, подписывая соглашение о предоставлении субсидий от 21.07.2011 N 24-КСП, истец согласился на частичное возмещение расходов в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург".
Суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции основано на неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
В соответствии с п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16-19 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов, возникших в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Заявленные к взысканию расходы понесены обществом "АВТО-96" в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением N 72/15 и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте города Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15".
В преамбуле названного решения Екатеринбургской Думы содержится ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной.
Право льготного проезда для отдельных категорий граждан является гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив право льготного проезда, публично-правовое образование приняло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении перевозчиков по возмещению выпадающих (недополученных) доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении отдельных категорий граждан.
Таким образом, с учетом того, что общество "АВТО-96" в спорный период осуществляло перевозку пассажиров в соответствии с требованиями вышеназванных муниципальных правовых актов, понесенные им в связи с этим расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер убытков за период с мая 2011 года по апрель 2014 года определен истцом на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий, предоставленных обществом "Информационная сеть", а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Данный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет убытков не представлен, в связи с чем обоснованно принят судом первой инстанции. Вместе с тем судом по заявлению ответчика применена исковая давность в части требований о взыскании убытков за период с мая по ноябрь 2011 года (ст. 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 22 196 973 руб. 35 коп. убытков.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции и вывода об отказе в удовлетворении требований общества.
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости расчета подлежащих возмещению обществу "АВТО-96" убытков на основании методики, утвержденной Положением, является ошибочным, так как данная методика разработана для расчета подлежащих выплате перевозчику субсидий с целью частичного возмещения ему убытков. Вместе с тем факт подписания сторонами соглашения о предоставлении субсидии от 21.07.2011 N 24-КСП и получения данных субсидий обществом "АВТО-96" не лишает истца права на полное возмещение понесенных им расходов на основании положений ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции является незаконным и подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А60-57411/2014 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2015 оставить в силе.
Взыскать с муниципального образования "Город Екатеринбург" в лице Департамента финансов администрации города Екатеринбурга за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "АВТО-96" 3000 рублей в счет возмещения судебных расходов по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер убытков за период с мая 2011 года по апрель 2014 года определен истцом на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий, предоставленных обществом "Информационная сеть", а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Данный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет убытков не представлен, в связи с чем обоснованно принят судом первой инстанции. Вместе с тем судом по заявлению ответчика применена исковая давность в части требований о взыскании убытков за период с мая по ноябрь 2011 года (ст. 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости расчета подлежащих возмещению обществу "АВТО-96" убытков на основании методики, утвержденной Положением, является ошибочным, так как данная методика разработана для расчета подлежащих выплате перевозчику субсидий с целью частичного возмещения ему убытков. Вместе с тем факт подписания сторонами соглашения о предоставлении субсидии от 21.07.2011 N 24-КСП и получения данных субсидий обществом "АВТО-96" не лишает истца права на полное возмещение понесенных им расходов на основании положений ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф09-8301/15 по делу N А60-57411/2014