Екатеринбург |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А07-15150/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Беляевой Н.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015 по делу N А07-15150/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
кадастровой палаты - Чувашев И.Ю. (доверенность от 26.10.2015 N 184);
министерства - Никитин И.В. (доверенность от 21.08.2015 N ЕГ-09/12226).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях" в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов"; обязании заинтересованное лицо устранить техническую ошибку - внести изменения в государственный земельный кадастр о земельном участке с кадастровым номером 02:55:000000:27494,02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, изменив категорию земельного участка с категории "земли населенных пунктов" на категорию "земли лесного фонда" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, государственное бюджетное учреждение "Уфимское лесничество" Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" (далее - общество "Группа компаний СУ-10"), государственное унитарное предприятие "Лесцентр" Республики Башкортостан.
Решением суда от 15.04.2015 (судья Кузнецов Д.П.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом заявитель указывает, что из материалов лесоустройства, принятых судом в качестве доказательств, не следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 относится к категории земель лесного фонда, так как кварталы N 23, 24 Уфимского лесничества расположены в границах городского округа г. Уфа. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р Агентству лесного хозяйства по Республике Башкортостан поручено исключить земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования г. Уфа, из данных государственного учёта лесного фонда, отнести к категории земель поселений и включить их в состав земель муниципального образования. Во исполнение указанного распоряжения постановлением главы администрации г. Уфа от 08.12.2005 N 5801 вышеуказанные земли исключены из данных учёта лесного фонда. Кадастровая палата полагает, что поскольку распоряжение никем не оспорено, то спорные земельные участки не могли относиться к категории земель лесного фонда.
Министерство в кассационной жалобе просит отменить указанные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов об отнесении земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 к землям лесного фонда, при этом, ссылаясь на п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 N 126-з "О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан", приложение N 4.8, отмечает, что земельный участок 02:55:000000:27494 расположен в границах городского округа город Уфа. Кроме того, министерство полагает, что судами не учтены положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую", согласно которой установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, а также распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р, которым земли лесного фонда, в том числе кварталы 23, 24 Уфимского лесничества, исключены из данных государственного учета лесного фонда, отнесены к категории земель поселений и включены в состав земель муниципального образования г. Уфа. В связи с этим завитель полагает, что выводы судов об отсутствии у спорного земельного участка статуса земель населенного пункта в силу несоблюдения процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую являются несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Уфа Республики Башкортостан от 06.08.2009 по делу N 2-872/09 удовлетворено заявление прокурора г. Уфа. Суд признал постановление Главы администрации г. Уфа от 31.10.2008 N 6553 "О разработке проекта планировки и межевания территории, ограниченной улицей Менделеева, границей ВВЦ и лесным массивом в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" незаконным, недействующим в части разрешения казенному предприятию Республики Башкортостан "Республиканское управление капитального строительства" разработки проекта планировки и межевания территории 23 квартала государственного лесного фонда ГУ "Уфимское лесничество", площадью 16,2 га.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись от 23.09.2009 N 02-04-01/182/2009-572 о праве собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 23 гектара. Категория земель "земли лесного фонда". Вид разрешённого использования "ведение лесного хозяйства". Кадастровый (или условный) номер 02-04-01/182/2009-572. Местонахождение: Республика Башкортостан, г. Уфа, ГУ "Уфимское лесничество", кварталы 23, 24. Правообладателю выдано свидетельство о регистрации права, серия документа "04 АВ", номер 210907.
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан 02.06.2011 утвердило лесохозяйственный регламент государственного учреждения "Уфимское лесничество".
На основании договора купли-продажи и решения арбитражного суда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2012 зарегистрировано право собственности общества "Группа компаний СУ-10" на 7 (семь) нежилых строений, расположенных по адресу:
г. Уфа, Советский район, улица Менделеева, дом 152, корпус 1.
Многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 поставлен 01.08.2012 на государственный кадастровый учёт.
В связи с уточнением кадастрового номера объекта в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.09.2012 внесены изменения в части описания земельного участка из земель лесного фонда, право собственности на который 23.09.2009 зарегистрировано за Российской Федерацией. Так, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесён следующий кадастровый номер земельного участка площадью 230 000 кв. м (или 23 гектара) - 02:55:000000:27494.
В письме от 16.11.2012 Управление Росимущества в ответ на обращение конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Лесцентр" сообщило следующее. Административное здание, "профилакторий" и "баня-сауна" (адрес: г. Уфа, ул. Менделеева, 152/1) расположены в границах земельного участка из земель лесного фонда с условным номером 02-04-01/182/2009-572, право собственности на который принадлежит Российской Федерации.
В письме от 29.11.2012 N ВУ-29/22716 Министерство сообщило конкурсному управляющему государственного унитарного предприятия "Лесцентр" о том, что объекты недвижимости, расположенные по адресу:
г. Уфа, ул. Менделеева, 152/1, входят в границы лесного участка общей площадью 23 гектара, который находится в собственности Российской Федерации.
Для целей межевания земельных участков, в границах которых расположены принадлежащие государственному унитарному предприятию "Лесцентр" на праве хозяйственного ведения административное здание (площадью 876,2 кв. м), "баня-сауна" (площадью 44,1 кв. м) и "профилакторий" (площадью 146,6 кв. м), конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия "Лесцентр" обратился в ГУП "БТИ" Республики Башкортостан. В рамках договоров от 06.12.2012 N 52/1119(1), 52/1119(2), 52/1119(3) исполнителем проведены необходимые работы, подготовлены межевые планы. В январе 2013 года на государственный кадастровый учёт поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683.
По договорам аренды от 25.12.2012 N М143-12, от 11.03.2013 N М26-13 Министерство (арендодатель) передало обществу "Группа Компаний СУ-10" (арендатор) в аренду на 10 лет земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:23 (площадь 398 кв. м) и 02:55:010715:635 (площадь 16 994 кв. м). Данные земельные участки расположены в городе Уфа, по адресу: улица Менделеева, 152/1, поставлены на государственный кадастровый учёт 17.11.2003 и 01.08.2012 соответственно.
Как следует из письменного отзыва общества "Группа компаний СУ-10" на заявление Министерства по данному делу, земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:23, 02:55:010715:635 входят в состав земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494. Также в отзыве указано, что строения, для эксплуатации которых сформированы и предоставлены земельные участки N 02:55:010715:23, 02:55:010715:635, приобретены обществом "Группа компаний СУ-10" у государственного унитарного предприятия "Лесцентр".
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись от 09.08.2013 N 02-04-01/288/2013-559 о праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ "Уфимское лесничество" земельным участком с кадастровым номером 02:55:000000:27494 (выписка от 24.09.2014).
Администрация г. Уфа 10.12.2013 обратилась в Кадастровую палату с письмом (входящий N 12435). Орган местного самоуправления сообщил о направлении в орган кадастрового учёта сведений о границе муниципального образования и указал на необходимость изменения категории земель, вошедших в границы муниципального образования, путём присвоения им категории "земли населенных пунктов".
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 на государственный кадастровый учет 15.04.2014 поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375.
По результатам рассмотрения обращения Главы администрации городского округа г. Уфа от 10.12.2013 N 12435, протокола выявления технической ошибки от 16.05.2014 N 1171 Кадастровой палатой принято решение от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072 "об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях". Со ссылкой на ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учёта изменил категорию земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, 02:55:020113:594 на категорию "земли населенных пунктов". Квалификация сведений в качестве ошибочных основана на применении ст. 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 N 126-З.
Полагая, что орган кадастрового учёта неправомерно изменил категорию земельных участков с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов", Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Действия Кадастровой палаты в части ведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, органами власти, поскольку при осуществлении таких действий орган кадастрового учёта выполняет публичные функции.
Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества (далее - ГКУ) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ).
В качестве дополнительных в ГКН подлежат внесению сведения о категории земель, к которой отнесён земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учёт (ГКУ) осуществляется, среди прочего, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21, 25-29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учёт (ГКУ) в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 13-20, 25-29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений (учёт изменений объекта недвижимости) осуществляется, если иное не установлено этим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2 ст. 16 Закона N 221-ФЗ).
В случае поступления в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте в связи с изменением указанных в п. 7, 13-16 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учёта самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (ч. 5 ст. 16 Закона N 221-ФЗ).
С заявлениями об учёте изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в п. 7, 13 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона, вправе обратиться любые лица (ч. 3.1 ст. 20 Закона N 221-ФЗ).
При кадастровом учёте в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке необходимым для кадастрового учёта документом является, среди прочего, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определённой категории земель. Данный документ запрашивается органом кадастрового учёта в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 данного Федерального закона (п. 8 части 1 ст. 22 Закона N 221-ФЗ).
Учёт изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учёта соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН;
- воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (кадастровая ошибка) (п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Земельное законодательство Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, а также на разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В свою очередь, правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливаются федеральными законами (подп. 8, 9 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из целевого назначения земли в Российской Федерации подразделяются, в частности, на земли населённых пунктов и земли лесного фонда (подп. 2, 5 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населённых пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (п. 1, 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Включение земельных участков в границы населённых пунктов не влечёт за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1, 2, 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 названного Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 1, 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Как установлено судами, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 (условный номер объекта при регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.09.2009 - 02-04-01/182/2009-572), из которого в апреле 2014 года сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, поставлен на государственный кадастровый учет и внесён в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как земельный участок из земель лесного фонда.
Государственная собственность на данный земельный участок разграничена - установлена федеральная собственность. Вещное право Российской Федерации зарегистрировано в предусмотренном законом порядке.
В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учёта земельных участков в связи с изменением их категории (ст. 5 Закона N 172-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что изменение границ населённого пункта путем включения спорного участка в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для внесения изменений в сведения государственный кадастр недвижимости в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.
Установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (ст. 8 Закона N 172-ФЗ).
Вместе с тем действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (ст. 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).
Из содержания статей 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путём отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтверждён законодателем при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Судами также установлено, что спорный земельный участок представляет собой кварталы N 23, 24 Уфимского лесничества и включён в состав данного лесничества не позднее 1996 года (план лесонасаждений 1996 года), а следовательно, спорный объект с момента его формирования как лесного участка предназначен для ведения лесного хозяйства.
При внесении сведений в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним категория земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 указана как "земли лесного фонда", что соответствует ранее действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 год), Лесному кодексу РСФСР (1978 год), а также Основам лесного законодательства Российской Федерации (1993 год).
Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" указано, что до 01.01.2015 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов, исключение земельных участков из границ населённых пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Законодательством Российской Федерации установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации. Аналогичная позиция относительно применения норм Закона N 172-ФЗ изложена в Письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Рослесхоз) от 17.07.2013 N ВЛ-03-54/7028 "О соблюдении порядка согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов".
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов подтверждается правовой позицией, отражённой в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Тем самым предположительное изменение границ муниципального образования, а также распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р сами по себе не являются предусмотренными законом основаниями для изменения категории земельного участка из земель лесного фонда.
В результате разграничения государственной собственности на земельный участок, включающий кварталы N 23, 24 Уфимского лесничества, создан объект, который имеет определённого собственника и индивидуальные характеристики, регламентирующие правовой режим использования данного недвижимого имущества.
Данный режим использования не подлежит изменению по инициативе иного публично-правового образования в отсутствие волеизъявления собственника недвижимой вещи (земельного участка).
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что доказательств, подтверждающих включение спорного земельного участка в состав территории муниципального образования как в 1996 году, так и в последующие годы, вплоть по 2012 год сторонами не представлены, как и правовые акты, предусмотренные градостроительным и земельным законодательством, а также карты, планы, иные документы, схематично отображающие размещение земельных участков, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости о категории земельных участков изменены Кадастровой палатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015 по делу N А07-15150/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.