Екатеринбург |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А60-7022/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Вербенко Т.Л., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Новоуральского городского округа в лице администрации Новоуральского городского округа (ИНН: 6629004402, ОГРН: 1026601725424; далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2015 по делу N А60-7022/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 29.10.2015 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы Администрации было отложено в соответствии с ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.11.2015 по делу N А60-7022/2015 Арбитражного суда Свердловской области в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Громовой Л.В. на судью Вербенко Т.Л.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации - Ипатова О.Е. (доверенность от 03.12.2014 N 9983/01-27);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Новоуральская" (ИНН: 6629024078, ОГРН: 1096629000522; далее - общество "УЖК "Новоуральская") - Киселев М.В. (доверенность от 12.09.2014 N 20).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "УЖК "Новоуральская" о взыскании неосновательного обогащения в размере 663 032 руб. 79 коп.
Определением суда от 25.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - общество "Сбербанк России").
Решением суда от 18.05.2015 (судья Мезрина Е.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии запрета на получение управляющей организацией процентного дохода от использования бюджетных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находившихся на специальном счете в банке. По мнению Администрации, действуя недобросовестно, ответчик принял меры к тому, чтобы проценты зачислялись не на счет, предусмотренный соглашением, а на иной счет управляющей организации.
Кроме того, заявитель ссылается на исправление судом апелляционной инстанции опечатки, допущенной в решении суда первой инстанции, полагая, что суд вышел за пределы полномочий, установленных ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, чем нарушил ч. 3 ст. 179 названного Кодекса.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Свердловской области от 06.03.2012 N 219-ПП утверждена региональная адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Свердловской области в 2012 году". Постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 02.02.2012 N 152-а утверждена муниципальная адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Новоуральского городского округа в 2012 году".
Между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Новоуральским городским округом заключено соглашение от 24.04.2012 N 1/5-к/127 "О предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета" на обеспечение мероприятий по капительному ремонту многоквартирных домов Новоуральского городского округа (далее - Соглашение от 24.04.2012).
Объем субсидий местному бюджету Новоуральского городского округа по названному Соглашению за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, составил 100 000 000 руб., за счет средств предоставленных из областного бюджета - 28 887 134 руб. 96 коп.
Указанные денежные средства поступили в бюджет Новоуральского городского округа.
В бюджете Новоуральского городского округа на проведение капитального ремонта многоквартирных домов были предусмотрены средства в размере 31 043 000 руб., из которых 28 966 061 руб. 56 коп. - средства местного бюджета, 2 076 938 руб. 44 коп. - средства, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах для софинансирования капитального ремонта, в размере 5%.
В соответствии с распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике Новоуральского городского округа от 15.05.2012 N 5 средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного и местного бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2012 году в Новоуральском городском округе были распределены следующим образом:
1. Ответчик является получателем субсидии на капитальный ремонт 19 многоквартирных домов в размере 143 280 852 руб. 97 коп., в том числе: за счет средств Фонда - 90 768 420 руб. 36 коп., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 26 220 396 руб. 09 коп., за счет средств местного бюджета - 26 292 036 руб. 52 коп.
2. Муниципальное унитарное предприятие "НИВА" является получателем субсидии на капитальный ремонт 4 многоквартирных домов в размере 14 572 343 руб. 55 коп., в том числе: за счет средств Фонда - 9 231 579 руб. 64 коп., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 2 666 738 руб. 87 коп., за счет средств местного бюджета - 2 674 025 руб. 04 коп.
Между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике Новоуральского городского округа и обществом "УЖК "Новоуральская" заключено Соглашение от 23.05.2012 N 172/12-р "О предоставлении и использовании субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - Соглашение от 23.05.2012), в соответствии с которым на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту 19 многоквартирных домов, обществу "УЖК "Новоуральская" была предоставлена субсидия в размере 143 280 852 руб. 97 коп., в том числе: средства государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 90 768 420 руб. 36 коп., средства областного бюджета Свердловской области - 26 220 396 руб. 09 коп., средства бюджета Новоуральского городского округа - 26 292 036 руб. 52 коп.
По условиям п. 3.1.1 Соглашения от 23.05.2012 Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике Новоуральского городского округа обязался в течение пяти рабочих дней со дня предоставления организацией документов, предусмотренных п. 13 порядка, перечислить отдельными платежными поручениями средства в размере 100%, поступившие и предусмотренные в бюджете Новоуральского городского округа на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), на отдельный банковский счет, указанный обществом "УЖК "Новоуральская".
Из содержания п. 3.3.9, 3.3.10 Соглашения от 23.05.2012 следует, что общество "УЖК "Новоуральская" обязано обеспечить целевое использование средств субсидии.
Соглашением от 23.05.2012 установлено, что в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, ответчик обязан обеспечить целевое использование средств субсидий в соответствии с региональной адресной программой, правовыми актами органа местного самоуправления Новоуральского городского округа.
В соответствии со ст. 38 Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означает, что бюджетные средства доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Расходование бюджетных средств на другие цели представляет собой нецелевое использование средств, что является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства, могут использоваться только на проведение определенных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, разработку проектной документации для поведения капитального ремонта многоквартирных домов, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 12 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено, что выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирного дома на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации и на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств.
В Соглашении от 23.05.2012 N 172/12-р содержится указание, в соответствии с которым ответчик не вправе пользоваться и распоряжаться средствами субсидии за исключением выплаты аванса и оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирного дома на основании согласованных и подписанных в установленном порядке актов приемки работ.
Ссылаясь на то, что вопреки установленным требованиям Федерального закона N 185-ФЗ, и заключенного Соглашения от 23.05.2012 N 172/12-р общество "УЖК "Новоуральская" воспользовалось фактом нахождения бюджетных средств на банковском счете в виде неснижаемого остатка, в связи с чем получило начисленные Банком проценты, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В обоснование заявленных требований Администрация сослалась на следующие обстоятельства.
Во исполнение п. 6 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ, в соответствии с порядком предоставления субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, поступивших от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджетов Свердловской области и Новоуральского городского округа в 2012 году, утвержденным постановлением Администрации от 15.05.2012 N 1010-а, во исполнение условий предоставления субсидии, между обществом "УЖК "Новоуральская" (клиент) и обществом "Сбербанк (Банк) заключен договор банковского счета от 23.05.2012 N 000011 (далее - договор банковского счета N 000011), открыт счет N 40702810816170000011.
На указанный счет для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов была перечислена субсидия в размере 143 280 852 руб. 97 коп. и средства, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах для софинансирования капитального ремонта в размере 5%. Предметом данного договора является открытие Банком счета клиенту и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента (ответчика).
Между обществом "Сбербанк России", обществом "УЖК "Новоуральская" и Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике Новоуральского городского округа заключено трехстороннее дополнительное соглашение от 23.05.2012 N 2 к договору банковского счета N 000011 о порядке учета средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, которым предусмотрена обязанность согласования расходных операций по счету их с органом местного самоуправления.
К договору банковского счета N 000011 обществом "Сбербанк России" и ответчиком были заключены дополнительные соглашения, предметом которых явилось обязательство ответчика поддерживать неснижаемый остаток денежных средств и обязательство Банка начислять проценты на сумму неснижаемого остатка, а именно:
В соответствии с дополнительным соглашением от 02.07.2012 N 3 ответчик с 03.07.2012 по 31.07.2012 обязуется поддерживать неснижаемый остаток денежных средств в размере 75 000 000 руб., а общество "Сбербанк России" обязуется начислять за этот же период проценты на сумму неснижаемого остатка по ставке 4,6% годовых;
- в соответствии с дополнительным соглашением от 06.08.2012 N 4 ответчик с 07.08.2012 по 03.09.2012 обязуется поддерживать неснижаемый остаток денежных средств в размере 81 000 000 руб., а общество "Сбербанк России" обязуется начислять за этот же период проценты на сумму неснижаемого остатка по ставке 4,4% годовых;
- в соответствии с дополнительным соглашением от 08.08.2012 N 5 ответчик с 09.08.2012 по 03.09.2012 обязуется поддерживать неснижаемый остаток денежных средств в размере 76 000 000 руб., а общество "Сбербанк России" обязуется начислять за этот же период проценты на сумму неснижаемого остатка по ставке 4,35% годовых;
- в соответствии с дополнительным соглашением от 20.09.2012 N 6 ответчик с 21.09.2012 по 30.09.2012 обязуется поддерживать неснижаемый остаток денежных средств в размере 50 000 000 руб., а общество "Сбербанк России" обязуется начислять за этот же период проценты на сумму неснижаемого остатка по ставке 4,14% годовых;
- в соответствии с дополнительным соглашением от 04.10.2012 N 7 ответчик с 05.10.2012 по 31.10.2012 обязуется поддерживать неснижаемый остаток денежных средств в размере 30 000 000 руб., а общество "Сбербанк России" обязуется начислять за этот же период проценты на сумму неснижаемого остатка по ставке 4,44% годовых.
Обращаясь в арбитражный суд с исковым заявлением Администрация указала, что на основании названных дополнительных соглашений в период с 03.07.2012 по 31.10.2012 на остатки денежных средств, принадлежащих Новоуральскому городскому округу, до их расходования на расчеты с подрядчиками, обществом "Сбербанк России" производилось начисление процентов, которые неосновательно получены ответчиком. Такое использование бюджетных средств является нецелевым использованием. Получить такой доход мог только собственник денежных средств.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления; к безвозмездным поступлениям относятся, в том числе, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии). Получение дохода от субсидий в пользу истца ни законодательство, ни заключенные соглашения не предусматривают.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1 данного Закона).
Суды руководствовались тем, что условие, касающееся обязанности банка выплачивать клиенту процентный доход по остаткам денежных средств на счете клиента согласно тарифам банка (п. 2.6 договора), соответствуют требованиям главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, гл. 8 названного Закона).
В соответствии с ч. 1.1, 1.2 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств Фонда проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В 2013 году специалистами Счетной палаты Свердловской области была проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию региональной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Свердловской области в 2012 году", по результатам которой было установлено, что общество "УЖК "Новоуральская", в нарушение п. 12 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ, использовало средства, предназначенные для проведения капитального ремонта, для извлечения прибыли путем получения на неснижаемый остаток на счете банковских процентов в размере 663,0 тыс. рублей.
Представлением Счетной палаты Свердловской области от 12.08.2013 года N 06-07/65 Администрации Новоуральского городского округа предложено обеспечить возврат в областной бюджет необоснованно полученной прибыли в размере 663,0 тыс. рублей.
В материалах дела отсутствуют документы проверки Счетной палаты Свердловской области, на основании которой вынесено представление в адрес Администрации.
Согласно пояснениям, данным представителем истца в суде кассационной инстанции, требование Счетной палаты Свердловской области не исполнено.
Согласно положениям ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законодательством и вышеназванными соглашениями для управляющей организации установлена обязанность использовать денежные средства, направленные в соответствии с распределением на капитальный ремонт жилых домов строго по целевому назначению.
В исковым заявлении к управляющей организации Администрация заявила требование о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса.
Суды исходили из того, что по смыслу указанной правовой нормы для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух условий: обогащение одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, уплачиваемые собственниками помещений, формируют фонд капитального ремонта, за счет средств которого, а также за счет иных не запрещенных законом источников, финансируются расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Средства в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета по своему усмотрению. Указанные средства не являются экономической выгодой владельца специального счета, его доходом.
Необходимость открытия в целях зачисления денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, именно банковского счета предусмотрена ч. 6, 6.1 ст. 20 названного Закона.
Поступление указанных денежных средств на расчетный счет, открытый в кредитной организации, в том числе расчетный счет не изменяет их целевого характера.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что ответчик отчитался за расходование перечисленных на расчетный счет денежных средств в полном объеме, доказательства неправомерного удержания ответчиком денежных средств на расчетном счете в материалах дела отсутствуют, в связи с чем судами двух инстанций сделан вывод о том, что обязанность управляющей организации вернуть именно истцу проценты, полученные от банка за нахождение денежных средств на счете, не доказана.
Ввиду отсутствия доказательств нецелевого использования денежных средств полученных в связи с исполнением Закона N 185-ФЗ в пользу владельцев и пользователей помещений жилого фонда, в том числе денежных средств в виде процентов начисленных банком, суды не установили оснований для их изъятия от управляющей организации в пользу Новоуральского городского округа в лице Администрации.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований обоснованно отказано.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным на основании их оценки фактическим обстоятельствам.
Оснований для иной оценки установленных в процессе рассмотрения спора обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Администрация - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2015 по делу N А60-7022/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Новоуральского городского округа в лице администрации Новоуральского городского округа -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Н. Черкасская |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.