Екатеринбург |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А71-3120/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства специального строительства (далее - агентство) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2015 по делу N А71-3120/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя ФГУП "ГУССТ 8 при Спецстрое России" - Скобцова О.В. (доверенность от 20.04.2015 N 49/16-4530).
Агентство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о признании незаконными решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее - кадастровая палата) от 18.12.2014 N 1800/14-163740, 1800/14-163795, 1800/14-163829, 1800/14-16703, 1800/14-163715 об отказе в учете изменений объектов недвижимости и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения (с учетом объединения дел в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А71-3120/2015).
Решением суда от 01.06.2015 (судья Мельников А.Ю.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Агентство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что у кадастровой палаты существовала обязанность внести на основании судебных актов сведения об объекте недвижимости на дату, на которую определена кадастровая стоимость равной рыночной - на 01.01.2007. По мнению заявителя, оспариваемые отказы не обеспечивают достоверность и актуальность содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений.
В отзыве на кассационную жалобу кадастровая палата просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлено 5 земельных участков.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2014 по делу N А71-4564/2014, от 29.05.2014 - N А71-4560/2014, от 29.05.2014 - N А71-4561/2014, от 29.05.2014 - N А71-4559/2014, от 11.07.2014 N А71-6095/2014 кадастровая стоимость предоставленных заявителю земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости.
Считая, что в государственном кадастре недвижимости в структуре сведений о кадастровой стоимости названных земельных участков дата, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости, указана не в соответствии с принятыми решениями арбитражного суда, Агентство обратилось с заявлениями о внесении изменений в сведения об объектах недвижимости.
По мнению заявителя, поскольку датой, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, является 01.01.2007, а иная дата не установлена, орган кадастровой учета обязан был внести изменения о земельных участках с указанием в структуре записи об объекте недвижимости дату, на которую определена кадастровая стоимость - 01.01.2007.
Решениями кадастровой палаты в удовлетворении заявлений Агентства специального строительства в учете изменений объектов недвижимости отказано. Органом кадастрового учета сообщено, что по сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков внесена на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики. Кадастровой палатой указано, что заявления об учете изменений не соответствуют требованиям законодательства: кадастровый учет изменений проводится в отношении уникальных характеристик объекта недвижимости; сведения о стоимости земельного участка являются дополнительной характеристикой объекта недвижимости, и вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия (ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Полагая данные отказы незаконными, нарушающими его права и законные интересы, Агентство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Нарушение своих прав заявитель связывает с невозможностью использовать установленную решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости при определении налоговой базы и расчете налоговых платежей в период с 01.01.2007.
В силу п. 5 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом данной правовой позиции суды пришли к выводу о том, что установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка получает статус кадастровой стоимости с момента вступления такого решения в законную силу, и с этого момента кадастровая стоимость земельного участка должна применяться в новом, измененном виде, в том числе и для целей налогообложения.
Доказывание истцом и установление решением суда рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости (данный правовой подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11).
При таких обстоятельствах у органа кадастрового учета отсутствовали основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, направленных на возможность применения измененной кадастровой стоимости с даты, по состоянию на которую определялась стоимость земель при утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Как верно указано судами, иной порядок применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предусмотрен ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Между тем, названный порядок подлежит применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Кроме того, при обращении к заинтересованному лицу с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости - земельных участков, Агентством представлены документы, по мнению заявителя, свидетельствующие об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию именно на 01.01.2007: отчет об оценке, положительное экспертное заключение.
Частью 3 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 данного Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в п. 11 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (далее - Закон об оценочной деятельности).
По смыслу Закона о кадастре недвижимости, ст. 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности документами, на основании которых в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости, являются постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов, а в случае пересмотра кадастровой стоимости, или решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что представленный заявителем отчет об оценке объекта недвижимости и положительное экспертное заключение к нему не могут быть признаны допустимыми документами для осуществления кадастрового учета изменения сведений об объекте недвижимости в части его кадастровой стоимости.
Довод Агентства о наличии у органа кадастрового учета обязанности внести на основании судебных актов сведения об объекте недвижимости на дату, на которую определена кадастровая стоимость равной рыночной - на 01.01.2007 с учетом изложенного в мотивировочной части постановления отклоняется.
Таким образом, оспариваемые решения не нарушают права или законные интересы Агентства, в связи с чем в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2015 по делу N А71-3120/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства специального строительства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
Т.В.Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 3 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 данного Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в п. 11 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (далее - Закон об оценочной деятельности).
По смыслу Закона о кадастре недвижимости, ст. 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности документами, на основании которых в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости, являются постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов, а в случае пересмотра кадастровой стоимости, или решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2015 г. N Ф09-8687/15 по делу N А71-3120/2015