Екатеринбург |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А07-7154/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Ященок Т.П., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2015 по делу N А07-7154/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Литвинов М.В. (доверенность от 12.01.2015 N 7).
Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании незаконным решения от 31.10.2014 по делу N А-127/15-14 (далее - решение).
Определением суда от 07.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью СХП "Искра" (далее - общество СХП "Искра", третье лицо).
Решением суда от 03.06.2015 (судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены, решение признано незаконным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 (судьи Баканов В.В., Костин В.Ю., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что общество СХП "Искра" обратилось в администрацию 19.03.2014, услуга оказана 01.08.2014, сроки, предусмотренные административным регламентом "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Стерлитамакский район Республики Башкортостан, юридическим лицам и граждан, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности" (далее - административный регламент), утвержденного постановлением администрации от 29.06.2012 N 677, нарушены.
Заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций заявление о фальсификации письма от 01.04.2014 N ЕР-5/1753 оставлено без надлежащей правовой оценки.
Заявитель жалобы полагает, что промежуточные письма и действия администрации не свидетельствуют о принятии мер по надлежащему предоставлению муниципальной услуги по обращению общества СХП "Искра".
Затягивание администрацией сроков предоставления земельных участков привело к тому, что общество СХП "Искра" не смогло использовать земельные участки, нарушены права названного общества как сельхозпроизводителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить жалобу антимонопольного органа без удовлетворения, судебные акты первой, апелляционной инстанций - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Отзыва на кассационную жалобу обществом СХП "Искра" не представлено.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение общества СХП "Искра" от 31.07.2014 с жалобой на действия администрации, выразившиеся в затягивании заключения с названным обществом договоров аренды земельных участков по итогам опубликования информационного сообщения в газете "Сельские Нивы" от 21.06.2014 о предоставлении в аренду земельных участков.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение, согласно которому администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) ввиду несоблюдения требований ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), а также ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы антимонопольного органа о том, что размещение администрацией 21.06.2014 информации о возможном предоставлении земельных участков по обращению общества СХП "Искра" от 20.03.2014 привело к созданию необоснованных препятствий в оформлении прав данного общества на испрашиваемые земельные участки.
В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства - принятие администрацией постановления от 01.08.2014 N 743 о предоставлении обществу СХП "Искра" земельных участков и заключение договора аренды земельных участков от 01.08.2014 N 14/180, предписание управлением не выдавалось.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в п. 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Закон N 135-ФЗ является специальным законом, определяющим организационные и правовые основы защиты конкуренции, целью которого является предупреждение и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 указанного Закона).
Согласно ст. 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В пункте 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.
Из совокупности приведенных норм права следует, что антимонопольный орган уполномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах. Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением ст. 15 упомянутого Закона. При этом субъектный состав правоотношений, внутри которых было совершено хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом нарушение действующего законодательства, квалифицирующего значения для вывода о совершении именно антимонопольного нарушения, не имеет.
Оспариваемым решением заявителю вменено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ в связи с нарушением порядка и сроков предоставления земельных участков в аренду по заявлению общества СХП "Искра", поступившему в администрацию.
Общество СХП "Искра" 20.03.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 02:44:080501:58 площадью 1 227 401 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 510 м от д. Березовка по направлению на юго-восток; с кадастровым номером 02:44:090701:9 площадью 957 553 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 700 м от д. Березовка по направлению на юг; с кадастровым номером 02:44:090601:9 площадью 571 315 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 650 м от д. Березовка по направлению на север; с кадастровым номером 02:44:090601:10 площадью 1 773 960 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 500 м от д.Березовка по направлению на север; с кадастровым номером 02:44:090801:43 площадью 833 200 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 1 850 м от с. Покровка по направлению на восток; с кадастровым номером 02:44:090901:37 площадью 2 120 613 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, вблизи х. Хрипуновский; с кадастровым номером 02:44:090801:41 площадью 2 728 950 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 2 200 м от с. Покровка по направлению на северо-восток; с кадастровым номером 02:44:090801:44 площадью 1 303 647 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 1 900 м от с. Покровка по направлению на северо-восток; с кадастровым номером 02:44:090801:42 площадью 1 434 459 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 2 200 м от с. Покровка по направлению на восток; с кадастровым номером 02:44:071201:26 площадью 767 708 кв.м., расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 1300 м от с. Березовка по направлению на северо-запад; с кадастровым номером 02:44:071201:8 площадью 1 367 665 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 50 м от с. Березовка по направлению на восток; с кадастровым номером 02:44:090901:38 площадью 979 629 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, примерно в 50 м от с. Покровка по направлению на запад; с кадастровым номером 02:44:060801:245 площадью 148 371 кв.м, расположенного по адресу (адресный ориентир): Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, ориентир СПКК "Искра" (далее - земельные участки).
Данное заявление подлежало рассмотрению в соответствии с положениями Закона N 101-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции от 28.12.2013, действующей до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения названного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные п. 5 данной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
По правилам п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Кодексом.
Подпунктом "е" п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (в редакции от 15.09.2011, действующей до 01.03.2015) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать необходимые сведения.
Из материалов дела следует, что 01.04.2014 письмом N ЕР-5/1753 Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлитамакскому району Республики Башкортостан (далее - комитет) в адрес общества СХП "Искра" на обращение направлен ответ о том, что подготовлен проект распоряжения о публикации информационного сообщения о наличии земельных участков для предоставления в аренду.
Комитетом подготовлен проект (распоряжение) об опубликовании в газете "Сельские Нивы" и размещении на официальном сайте в сети "Интернет" www.str-raion.ru информационного сообщения, который направлен в администрацию.
Администрацией принято решение (распоряжение) от 06.05.2014 N 204-р об опубликовании в газете "Сельские Нивы" и размещении на официальном сайте в сети "Интернет" www.str-raion.ru информационного сообщения о наличии предназначенных для предоставления на условиях аренды сроком на 5 (пять) лет земельных участков для сельскохозяйственного производства, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Комитетом в газету "Сельские Нивы" направлено письмо от 07.05.2014 об опубликовании информационного сообщения о торгах.
В газете "Сельские Нивы" за N 70 (12209) 21.06.2014 опубликовано информационное сообщение о наличии предназначенных для предоставления на условиях аренды сроком на 5 (пять) лет данных земельных участков, срок приема заявлений, возражений и предложений установлен с 21.06.2014 по 20.07.2014.
03.07.2014 на информационное сообщение, опубликованное в газете "Сельские Нивы" от 21.06.2014 N 70 (12209), подана единственная заявка от общества СХП "Искра", зарегистрированная в комитете 03.07.2014 N 251.
Учитывая наличие поступившего 03.07.2014 единственного обращения общества СХП "Искра", администрация приняла постановление от 01.08.2014 N 743 о предоставлении обществу СХП "Искра" в пользование на условиях аренды сроком на 5 лет указанных земельных участков.
Между комитетом и обществом СХП "Искра" заключен договор аренды земельных участков от 01.08.2014 N 14/180.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций установили наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, антимонопольным органом не доказано нарушение заявителем требований ч. 1 ст. 15 N 135-ФЗ.
Суды признали, что в данном случае управлением не установлено, каким образом несоблюдение администрацией предусмотренного земельным законодательством порядка рассмотрения заявления общества СХП "Искра", сроков опубликования информации о торгах, ограничивает конкуренцию или может привести к этому; в отношении какого хозяйствующего субъекта осуществлено ограничение и в чем оно выразилось; какие иные хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чем выразилось получение ими преимуществ по сравнению с обществом СХП "Искра" в результате ограничения конкуренции.
Суд апелляционной инстанции указал, что констатация тех или иных действий (бездействия) органов власти, должностных лиц, которые, по мнению антимонопольного органа, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, сама по себе не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания таковых нарушениями положений ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Кроме того, судами установлено, что необходимые мероприятия по процедуре предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду проводились как администрацией, так и уполномоченным органом - комитетом в соответствии с Соглашением о взаимодействии муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан и Комитета по вопросам управления и распоряжения имуществом от 27.12.2012, утвержденным решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27.12.2012 N 3/з-44.
При этом администрацией соблюден порядок предоставления земельных участков, предусмотренный Законом N 101-ФЗ и Земельным кодексом Российской Федерации.
Поскольку правоотношения по рассмотрению обращения о предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", п. 3.1 административного регламента, выводы антимонопольного органа о нарушении администрацией сроков размещения информации (публикации), предусмотренных ст. 12 Закона N 59-ФЗ, спустя три месяца с момента обращения общества СХП "Искра" 20.03.2014, судами обоснованно сочтены неправомерными.
В рассматриваемом случае обращение общества СХП "Искра" о заключении договора аренды поступило 03.07.2014, договор аренды заключен 01.08.2014, то есть с соблюдением месячного срока, установленного административным регламентом.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Ссылка заявителя жалобы на заявление о фальсификации доказательства - письма от 01.04.2014 N ЕР-5/1753 судом апелляционной инстанции отклонена, как не подтвержденная материалами дела. Доказательств обращения в арбитражный суд с заявлением о фальсификации не представлено, протоколы предварительного судебного заседания от 29.04.2015, судебного заседания от 27.05.2015 сведений о сделанном управлением заявлении о фальсификации доказательств в письменной или устной форме не содержат.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции по правилам ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2015 по делу N А07-7154/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.