Екатеринбург |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А71-14822/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Семеновой З. Г., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска (далее - управление) и администрации города Ижевска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2015 по делу N А71-14822/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - унитарное предприятие, заявитель) - Овечкина Д.М. (доверенность от 30.04.2014 N 49/16-5).
Унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к администрации, управлению о признании незаконным отказа управления принять в муниципальную собственность объект инженерной инфраструктуры (кабельную линию КЛ-04 кВ от ТП-156, назначение инженерные сети, протяженностью 0,193 км, инв. N 43190, адрес объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, городок Строителей, д. 64, выраженного в письме от 09.09.2014 N 01-19/1996, и бездействия администрации, выразившегося в неосуществлении действий по принятию указанного объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых судом первой инстанции - протоколы от 09.02.2015, от 18.05.2015).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - Территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2015 (судья Мосина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (судьи Семенов В.В., Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах администрация и управление просят указанные судебные акты отменить. Администрация считает, что унитарное предприятие не является собственником спорного имущества, а является лицом в хозяйственном ведении которого оно находится. По мнению администрации, желание унитарного предприятия передать имущество в муниципальную собственность не является волеобразующим. Администрация ссылается на то, что доказательств наличия согласия и наличия муниципальной организации предполагаемого балансодержателя, заявителем не представлено. По мнению администрации, в соответствии с гражданским законодательством администрация имеет право закреплять имущество только за муниципальными организациями. Также администрация указывает на то, что унитарным предприятием пропущен срок на обращение с заявлением в суд. Управление в кассационной жалобе ссылается на те же доводы, что и администрация.
В отзыве на кассационную жалобу унитарное предприятие просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что во исполнение распоряжения Территориального управления от 26.02.2014 N 2-рп заявитель обратилось в администрацию с заявлением о передаче в муниципальную собственность принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, переданной на праве хозяйственного ведения и находящейся на балансе предприятия объектов недвижимого имущества, в том числе кабельной линии КЛ-0,4 кВ протяженностью 0,193 км., инв. N 43190, расположенной по адресу: г. Ижевск, городок Строителей, д. 64, питающей от ТП-156 жилой многоквартирный дом N 72 городка Строителей г. Ижевска.
В адрес администрации был направлен подписанный со стороны унитарного предприятия акт приема-передачи недвижимого имущества, в том числе спорной кабельной линии, который получен администрацией 24.03.2014.
Письмом Управления, направленным в адрес руководителя Территориального управления от 09.09.2014 N 01-19/1996, и направленным в адрес заявителя с сопроводительным письмом от 11.09.2014 N 01-19/2041, в подписании акта и принятии кабельной линии в собственность муниципального образования отказано.
В качестве единственной причины указано отсутствие на территории г. Ижевска муниципальной организации, уполномоченной на содержание и обслуживание объектов электроснабжения.
Считая отказ Управления, выраженный в письме от 09.09.2014 N 01- 19/1996 и бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность кабельной линии, незаконными, унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования унитарного предприятия, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N122- ФЗ).
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абз.20 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ).
Из абзаца 22 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ следует, что указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Абзацем 23 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абз.25 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ).
В силу абз.32 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Судами установлено, что согласно распоряжению Территориального управления от 26.02.2014 N 2 спорная кабельная линия находящееся в федеральной собственности и переданное унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, подлежало передаче в муниципальную собственность Муниципального образования "Город Ижевск" как объект инженерной инфраструктуры. Унитарным предприятием в качестве балансодержателя был подписан акта-приема передачи спорного объекта, от подписания которого администрация отказала письмом, указав на отсутствие на территории г. Ижевска муниципальной организации, в чьи полномочия входило бы содержание и обслуживание объектов электроснабжения.
Учитывая, что разрешение вопросов организации в границах городского округа по электроснабжению населения в силу прямого указания закона отнесено к вопросам местного значения, принимая во внимание, что спорные кабельной линии КЛ-0,4 кВ по адресу: г. Ижевск городок Строителей, д. 64, инв. N 43190, протяженностью 0, 193 км. находятся во владении унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что возложенные на муниципальное образование г. Ижевск обязанности по рассмотрению в разумный срок вопроса о принятии в муниципальную собственность федерального имущества не исполнены, что является бездействием, нарушающим права и законные интересы унитарного предприятия, осуществляющего функции управления федеральным имуществом.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования унитарного предприятия, возложив обязанность на администрацию и управление устранить нарушение прав и законных интересов унитарного предприятия.
Доводы заявителей кассационных жалоб по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств и сделанных на их основании выводов судов не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановлений арбитражного суда не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2015 по делу N А71-14822/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по тому же оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Ижевска и Управления имущественных отношений администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
З.Г.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.