Екатеринбург |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А47-4109/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Рябовой С. Э., Купреенкова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" (далее - Военный комиссариат Оренбургской области) на определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 об оставлении без движения апелляционной жалобы по делу N А47-4109/2015 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 апелляционная жалоба Военного комиссариата Оренбургской области была оставлена без движения ввиду нарушения подателем жалобы требований, установленных п. 2 ч. 4 ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: к кассационной жалобе не были приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Заявителю жалобы было предложено устранить указанные нарушения в срок до 02.11.2015.
В указанный срок заявителем требования суда исполнены не были, в связи с чем апелляционная жалоба была возвращена заявителю на основании п. 5 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 Военный комиссариат Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение суда апелляционной инстанции отменить. Заявитель, ссылаясь на п. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", п. 1 ст. 10, 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", указывает, что Военный комиссариат Оренбургской области относится к государственным органам, в связи с этим в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемое определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
В силу п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Частью 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Согласно п. 5 названного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах) установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации.
В п. 2 Положения о военных комиссариатах установлено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 8 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения.
Из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 07.12.2015 следует, что Военный комиссариат Оренбургской области является федеральным казенным бюджетным учреждением.
Однако организационно-правовая форма ответчика не влияет на статус данной организации, как территориального органа федерального органа исполнительной власти и не лишает его права на установленную законом льготу при обращении в арбитражные суды. Кроме того, предметом настоящего спора является взыскание с Военного комиссариата Оренбургской области денежной компенсации на возмещение затрат по изготовлению и установке надгробных памятников, то есть спор касается публичных отношений - обеспечения реализации гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих.
Таким образом, требование Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда об уплате ответчиком государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, выраженное в определении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 об оставлении апелляционной жалобы без движения, противоречит положениям пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, оставление апелляционной жалобы заявителя без движения в связи с неуплатой им государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы нельзя признать основанным на верном применении норм права.
Учитывая вышеизложенное, а также что единственным основанием для оставления апелляционной жалобы без движения послужило несоблюдение заявителем жалобы требований п.2 ч. 4 ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынесение определения о возвращении апелляционной жалобы является преждевременным.
С учетом изложенного, принимая во внимание нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, которое повлекло принятие неправомерного судебного акта, определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции для рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Руководствуясь ст. 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 об оставлении без движения апелляционной жалобы по делу N А47-4109/2015 Арбитражного суда Оренбургской области отменить.
Дело направить в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г.Беляева |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.