Екатеринбург |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А71-8102/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Поротниковой Е.А., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов (далее - союз) на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.10.2015 по делу N А71-8102/2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Союз обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующими п. 1 приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - министерство) от 12.05.2015 N 076 "Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2015 года по 29 февраля 2016 года" и пунктов 11, 28, 49, 57 и 63 Приложения к данному приказу.
Определением суда от 15.10.2015 (судьи Мосина Л.Ф., Коковихина Т.С., Бушуева Е.А.) производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе союз просит указанное определение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики. По мнению заявителя жалобы, оспариваемый приказ министерства не является нормативным правовым актом, поскольку распространяется на определенный круг лиц (регулирует правоотношения в области охоты и распространяется на охотпользователей юридических лиц, за которыми закреплены конкретные охотничьи угодья на территории Удмуртской Республики и сведения о которых, внесены в ЕГРЮЛ, а так же на охотников - физических лиц, сведения о которых внесены в охотхозяйственный реестр); оспариваемым приказом, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов определены не в целом для обезличенной территории данного субъекта федерации, а они определены для конкретных территорий охотничьих угодий Удмуртской Республики, которые, либо закреплены за конкретными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо они регулируются специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, жалобу - без удовлетворения. Министерство отмечает, что позиция, согласно которой приказы об установлении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов являются нормативными правовыми актами, нашла свое подтверждение в судебных актах, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2014 по делу N 43-АПГ14-1.
Проверив законность обжалуемого определения суда, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ) с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как следует из материалов дела, оспариваемый акт издан в форме приказа от 12.05.2015 N 076 уполномоченным в соответствии с п. 9 положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 N 564, органом.
При вынесении оспариваемого приказа министерство руководствовалось Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях".
В соответствии с установленным законом порядком приказ министерства от 12.05.2015 N 076 зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 21.05.2015 за N RU18000201500387, включен в федеральный регистр нормативных актов субъектов Российской Федерации (письмо от 08.06.2015 N18/02-2796).
Оспариваемый приказ размещен в сети "Интернет" на официальном сайте министерства, в связи с чем обеспечена возможность ознакомления с этим актом тех лиц, права и свободы, которых он затрагивает, что является целью опубликования нормативного правового акта и свидетельствует о соблюдении порядка опубликования (обнародования) оспариваемого приказа.
Приказ от 12.05.2015 N 076 адресован неопределенному кругу лиц - всем физическим и юридическим лицам, которые являются, а также могут являться участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оспариваемый приказ затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей Удмуртской Республики на благоприятную окружающую среду, так как цель его издания - пресечение незаконной (сверх установленных норм) охоты, обеспечение принципов экологического разнообразия, создание условий для устойчивого существования и использования всех компонентов животного мира.
Действие данного приказа рассчитано на неоднократное применение.
Таким образом, учитывая, что оспариваемый акт издан для неоднократного применения, его действие затрагивает интересы неопределенного круга лиц, издан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах установленной компетенции, имеют установленную законодательством форму, Арбитражный суд Удмуртской Республики пришел к обоснованному выводу о том, что приказ от 12.05.2015 N 076 является нормативным правовым актом.
Принимая во внимание изложенное, рассмотрение дела о признании недействующими п. 1 приказа от 12.05.2015 N 076 "Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской республики на период с 1 июня 2015 года по 29 февраля 2016 года" и п.11, 28, 49, 57 и 63 приложения к данному приказу не отнесено к компетенции арбитражного суда.
При этом судом кассационной инстанции принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 19.02.2014 по делу N 43-АПГ14-1.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по настоящему делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего обжалуемый судебный акт следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.10.2015 по делу N А71-8102/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.