Екатеринбург |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А71-14025/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Жаворонкова Д. В., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Сарапульский район" (ИНН: 1818000563, ОГРН: 1021800860718); (далее - админитрация МО "Сарапульский район" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2015 по делу N А71-14025/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Розенштейн Алексей Мендельевич (ИНН: 182701187026, ОГРН: 314183817100043); (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской республики с заявлением о признании решения Администрации муниципального образования "Нечкинское" (далее - администрация МО "Нечкинское") от 13.10.2014 об отказе в утверждении (выдаче) градостроительного плана земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, с.Нечкино, ул.Азина, д.1"е" с кадастровым номером 18:18:000000:4376, вынесенного по результатам рассмотрения заявления от 23.09.2014 незаконным; об обязании администрации МО "Нечкинское" утвердить (выдать) градостроительный план названного земельного участка, направленный предпринимателем с заявлением от 23.09.2014; о признании решения администрации МО "Сарапульский район" от 02.10.2014 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Дом рыбака" на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, с.Нечкино, ул.Азина, д.1"е" с кадастровым номером 18:18:000000:4376, вынесенного по результатам рассмотрения заявления предпринимателя от 23.09.2014 незаконным; об обязании администрацию МО "Сарапульский район" выдать предпринимателю разрешение на строительство объекта капитального строительства "Дом рыбака" на названном земельном участке, на основании заявления о выдаче разрешения на строительство, направленного предпринимателем 23.09.2014.
Решением суда от 02.06.2015 (судья Конькова Е.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе админитрация МО "Сарапульский район" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что застройка какими-либо капитальными объектами спорного земельного участка не предусмотрена.
Генеральным планом территории МО "Нечкинское" и Правилами землепользования и застройки МО "Нечкинское" подтверждается, что зона, в которую входит спорный земельный участок, относится к зоне сельскохозяйственного назначения, где не запланировано развитие территории с обустройством капитальными объектами; участок находится в водоохранной зоне реки Кама и зоне подтопления при паводке в весенне-осенний период; земельный участок имеет уникальные характеристики.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:18:000000:4376 из категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для рекреации, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, с.Нечкино, ул.Азина, д.1"е" на основании договора аренды N 2-А от 09.04.2013 и договора о переводе прав и обязанностей от 29.05.2013.
Срок действия аренды определен сторонами с 09.04.2013 по 08.04.2016 (п. 2.1. договора аренды).
Государственная регистрация договора аренды произведена 17.05.2013.
Предприниматель 23.09.2014 обратился к администрации МО "Нечкинское" и администрации МО "Сарапульский район" с заявлениями об утверждении градостроительного плана названного земельного участка и выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости "Дом рыбака", предназначенного для отдыха граждан и туризма.
Отказ органов местного самоуправления со ссылкой на отсутствие намерений предоставлять земельный участок для строительства капитальных объектов, нахождение земельного участка в водоохранной зоне реки Кама и его уникальные характеристики, послужил предпринимателю основанием для обращения в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В силу п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно п. 1-5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по соглашению от 01.01.2013 администрация МО "Нечкинское" передала администрации МО "Сарапульский район", в том числе полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статье.
Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, названной нормой предусмотрен исчерпывающий перечень документов, подлежащих приложению к заявлению.
При этом ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен запрет на требование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 статьи.
В силу ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2, ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 9 ст. 85, ч. 2 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон земель населенных пунктов, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, что не исключает нахождение на них домов отдыха, пансионатов, кемпингов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительные лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:18:000000:4376 отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для рекреации, условиями п. 4.3.2. договора аренды от 09.04.2013 N 2-А арендатору предоставлено право возводить на земельном участке здания сооружения и иные объекты недвижимости с согласия арендодателя в порядке, установленном законодательством.
При этом действующее законодательство не предусматривает право публичного распорядителя государственными землями отказывать в оформлении градостроительной документации и выдаче разрешения на строительство капитальных объектов по мотивам отсутствия намерений.
Вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации админитрация МО "Сарапульский район" обязана была доказать, что предполагаемое строительство объекта недвижимости относится к запрещенному виду деятельности, противоречит условиям договора аренды земельного участка.
Однако данные обстоятельства не нашли подтверждения материалами дела, как и не подтверждена принадлежность спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и наличие у него уникальных характеристик.
Поскольку оспариваемые ненормативные акты не соответствуют вышеуказанному законодательству и нарушают права и законные интересы предпринимателя, суд правомерно удовлетворил требование о признании их недействительными.
Доводы администрации МО "Сарапульский район" о расположении земельного участка в водоохранной зоне подлежат отклонению, поскольку Водный кодекс Российской Федерации не запрещает возведение объектов капитального строительства в водоохранных зонах.
Запреты, установленные в ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, к настоящему спору не относятся.
Ссылка администрации МО "Сарапульский район" на судебный акт Верховного суда Удмуртской Республики отклоняется, т.к. в деле отсутствуют доказательства того, что объект капитального строительства (дом рыбака) не будет использоваться для неограниченного круга граждан в целях отдыха и туризма.
Ссылка администрации МО "Сарапульский район" на Генеральный план территории муниципального образования "Нечкинское" и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Нечкинское" не подтверждает, что на момент заключения договора аренды вид разрешенного использования земельного участка противоречил градостроительному зонированию, поскольку указанные нормативные акты приняты после заключения договора аренды.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы администрации МО "Сарапульский район", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2015 по делу N А71-14025/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Сарапульский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.