Екатеринбург |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А76-14890/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2015 по делу N А76-14890/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Метейко А.С. (доверенность от 03.06.2015 N 03-01).
Общество с ограниченной ответственностью "Автогарантия" (далее - общество "Автогарантия", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.03.2015 N 14090 (далее - решение инспекции) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 81 323 руб. 40 коп., доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 406 617 руб., начисления пеней по НДС в сумме 6 171 руб. 86 коп.
Решением суда от 20.07.2015 (судья Кунышева Н.А.) заявленные требования удовлетворены, решение инспекции признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, положения Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол) применяются при заключении договоров между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза (далее - ТС), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а физические лица к хозяйствующим субъектам не относятся. Вывоз автомобиля является не экспортом, а перемещением его физическим лицом для личного пользования, не в целях предпринимательской деятельности, через таможенную границу ТС.
Заявитель жалобы указывает, что при реализации налогоплательщиком легковых автомобилей физическим лицам - гражданам Республики Казахстан на основании договоров розничной купли-продажи нулевая ставка НДС не применяется, спорная операция подлежит налогообложению по ставке 18 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить жалобу инспекцию без удовлетворения, судебные акты первой, апелляционной инстанций - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за II квартал 2014 года составлен акт от 05.11.2014 N 44420 и вынесено решение инспекции, которым общество "Автогарантия" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 81 323 руб. 40 коп., доначисления НДС в сумме 406 617 руб., начисления пеней по НДС в сумме 6 171 руб. 86 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации автомобилей в Республику Казахстан физическим лицам - гражданам Республики Казахстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 30.04.2015 N 16-07/001922 решение инспекции оставлено без изменения.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде общество "Автогарантия" осуществляло реализацию автомобилей марки Ford Focus и Ford Explorer в Республику Казахстан, в том числе физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, гражданам Республики Казахстан, местом реализации товара являлась территория Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 названного Кодекса.
Пунктом 1 ст. 165 Кодекса определен перечень документов, которые представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в п. 1 ст. 164 Кодекса.
Согласно ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные указанным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС регламентируется Соглашением и соответствующими протоколами к нему.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
В соответствии со ст. 4 указанного Соглашения, порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
Согласно п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 данной статьи.
При экспорте товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена ТС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы ТС.
Пунктом 6 ст. 1 Протокола предусмотрено, что если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов ТС обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Положениями ст. 1 Соглашения под термином "налогоплательщики (плательщики)" понимаются налогоплательщики (плательщики) налогов, сборов и пошлин государств - участников ТС; под "товаром" понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество; "экспорт товаров" - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 143 Кодекса, налогоплательщиками НДС признаются, в том числе лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
По правилу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с названным Кодексом, международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством государств - членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с положениями ст. 276.2 Налогового кодекса Республики Казахстан плательщиками НДС в ТС являются, в том числе физические лица, импортирующие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан.
Проанализировав указанные нормы, суд, обоснованно заключили, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются в Республике Казахстан налогоплательщиками, следовательно, положения Соглашения и Протокола на них распространяются.
С учетом изложенного отказ налогового органа в применении ставки 0 процентов НДС при реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в режиме экспорта в Республику Казахстан неправомерен.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Арбитражным судом установлено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров налогоплательщиком представлен в налоговый орган комплект документов в соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола.
Также в материалы дела к каждому комплекту документов, подтверждающему реализацию автомобиля покупателям, обществом "Автогарантия" представлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателями автомобилей, надлежащим образом заверенные налоговой инспекцией Республики Казахстан. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, представленные налогоплательщиком документы подтверждают факт вывоза товаров за пределы Российской Федерации и дают ему право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении указанных операций.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о недействительности оспариваемого решения инспекции.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2015 по делу N А76-14890/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.