Екатеринбург |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А07-17155/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2015 по делу N А07-17155/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Уралэнергопром" (далее - общество "Уралэнергопром", истец) - Кабиров А.У. (доверенность от 14.01.2014).
Общество "Уралэнергопром" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к администрации об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 общей площадью 28 284 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, ул. Зеленая Роща, 25, по цене равной 189 225 руб.
Решением суда от 22.06.2015 (судья Вальшина М.Х.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие у общества "Уралэнергопром" права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 в порядке, предусмотренном ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), так как материалами дела не подтверждено обращение общества с соответствующим заявлением до 01.07.2012; права на недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке приобретены заявителем на основании договора купли-продажи. Таким образом, администрация полагает, что выкупная цена подлежит расчету с учетом кадастровой стоимости, действующей на момент обращения общества "Уралэнергопром" с заявлением о выкупе земельного участка (12.03.2013). Вместе с тем заявитель указывает на необходимость расчета выкупной стоимости спорного земельного участка исходя из кадастровой стоимости, актуальной на сегодняшний день, установленной постановлением Главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа".
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Правительства Москвы от 25.08.1992 N 141-р утвержден план приватизации имущественного комплекса арендного предприятия "Монтажхимзащита" и преобразования последнего в акционерное общество открытого типа.
Согласно акту от 25.01.2001 акционерное общество открытого типа "Монтажхимзащита" передало открытому акционерному обществу "Башкирское специализированное управление "Монтажхимзащита" здания и сооружения, расположенные в городах Уфа, Стерлитамак, Салават и Мелеуз.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 06.06.2006 открытое акционерное общество "Башкирское специализированное управление "Монтажхимзащита" по передаточному акту от 09.06.2006 передало, а общество "Уралэнергопром" приняло поименованное в акте недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, Бирский тракт.
Право собственности истца на переданное ему имущество зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Приобретенные истцом в собственность объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, ул. Зеленая Роща, 25, находятся на земельном участке по тому же адресу, площадью 28 284 кв. м, с кадастровым номером 02:55:030631:154, с разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 18.02.2015 N 2/15/1-127761.
Постановлением администрации от 30.12.2011 N 7703 земельный участок с кадастровым номером 02:55:030631:154 передан истцу в аренду на 5 лет.
Общество "Уралэнергопром", ссылаясь на положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 29.06.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности строениями.
В связи с отсутствием ответа на указанное обращение истец 12.03.2013 повторно обратился с аналогичным заявлением N 351.
Постановлением от 31.05.2013 N 2690 принято решение о предоставлении истцу испрашиваемого участка в собственность за плату.
Истцу Управлением по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 23.06.2014 выдан проект договора купли-продажи земельного участка по цене 139 310 296 руб. 44 коп. (в размере кадастровой стоимости земельного участка на 12.03.2013 (пункт 2.1 проекта).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу N А07-10006/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 установлена в размере его рыночной стоимости равной 7 569 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2011.
Истец договор купли-продажи не подписал и 24.06.2014 направил ответчику протокол разногласий к договору, предложив в пункте 2.1 договора цену участка указать в размере 189 225 руб. - 2,5% от кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу N А07-10006/2013.
Наличие названных разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 послужило обществу "Уралэнергопром" поводом для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) в месячный срок со дня поступления заявления о выкупе земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно положениям п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 того же Кодекса).
Между сторонами настоящего спора возникли разногласия относительно стоимости земельного участка, выкупаемого истцом на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая настоящий преддоговорный спор и удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В силу положений п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, в данном случае нежилые строения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, стороны должны руководствоваться Федеральным законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
С учетом того, что судами установлен факт отчуждения недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030631:154 из муниципальной собственности, суды верно указали, что истец, ставший собственником данного имущества на основании договора купли-продажи, также имеет право выкупить спорный земельные участки по льготной цене.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 N 310-КГ14-5503.
Кроме того, судами установлен факт обращения истца 29.06.2012 с заявлением о выкупе указанного земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на котором имеется отметка о его принятии администрацией. Ответчиком не заявлено о фальсификации данного заявления. При таких обстоятельствах суды верно отклонили доводы ответчика о том, что названное заявление в администрацию не поступало.
Определяя условие спорного договора о цене, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу N А07-10006/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 установлена в размере, равном его рыночной стоимости, составляющем 7 569 000 руб. на 01.01.2011.
С учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка, действующая на 29.06.2012 существенно превышает его рыночную стоимость, подтвержденную названным судебным актом, суды пришли к выводу о том, что ее применение при заключении спорного договора купли-продажи нарушает права и законные интересы общества как лица, имевшего законные основания для его приобретения участка по льготной цене.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 верно определена судом в размере 189 225 руб., что составляет 2,5% кадастровой стоимости спорного участка, равной 7 569 000 руб.
Отклоняя ссылку администрации на наличие новой кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, установленной постановлением администрации от 30.12.2014 N 5860, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что на момент обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка и направления ему администрацией проекта договора купли-продажи названное постановление администрации не было принято. Кроме того, постановлением от 30.12.2014 N 5860 установлена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.06.2014, в то время как общество "Уралэнергопром" обратилось за выкупом земельного участка в 2012 году.
Довод, изложенный администрацией в кассационной жалобе, об отсутствии у общества "Уралэнергопром" права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:154 по льготной цене, ввиду обращения с соответствующим заявлением после 01.07.2012, направлен на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Утверждение заявителя об отсутствии оснований для применения льготной цены при выкупе земельного участка, так как общество "Уралэнергопром" приобрело недвижимые объекты по договору купли-продажи, а не в порядке их приватизации из государственной собственности, основано на неправильном толковании положений п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012. Для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной данной нормой, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2015 по делу N А07-17155/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
...
Утверждение заявителя об отсутствии оснований для применения льготной цены при выкупе земельного участка, так как общество "Уралэнергопром" приобрело недвижимые объекты по договору купли-продажи, а не в порядке их приватизации из государственной собственности, основано на неправильном толковании положений п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012. Для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной данной нормой, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2015 г. N Ф09-9417/15 по делу N А07-17155/2014