Екатеринбург |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А07-21600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Платоновой Е.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу N А07-21600/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим способом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Белоречье" (далее - общество "Белоречье") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 17.09.2014 N Ф/14-234451 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, обязании кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет согласно межевому плану от 03.09.2014 N 1 по поданному заявлению N 35-1044057.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 27.04.2015 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение учреждения от 17.09.2014 N Ф/14-234451 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости. В качестве восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал учреждение осуществить государственный кадастровый учет согласно межевому плану от 03.09.2014 N 1 по заявлению N 35-1044057.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
По мнению заявителя, учитывая, что образованный земельный участок площадью 458 кв.м, не соответствует установленным земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным) размерам, учреждение законно и обоснованно отказало обществу "Белоречье" в постановке земельного участка на кадастровый учет на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ст. 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ к числу сведений об уникальных характеристиках земельного участка относятся, в числе прочего сведения об описании местоположения и площади земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 1, 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В силу п. 12 ст. 82 Земельного кодекса Российской Федерации к землям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами.
В силу п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В силу п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учёт вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости или любые иные лица.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществом "Белоречье" получено градостроительное заключение от 22.05.2014 N ГЗ-1999/Ю по условиям размещения земельного участка площадью 459,52 кв.м для обслуживания здания и организации парковки по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Кувыкина, 11, кадастровый номер квартала 02:55:010824.
Градостроительное заключение временно согласовано с Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрацией Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в письме от 27.08.2014 N Ш-11127 в ответ на обращение общества "Белоречье" о согласовании заключения от 22.05.2014 N ГЗ-1999/Ю сообщило о необходимости проведения межевых работ по постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Во исполнение письма Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.08.14 N Ш-11127 обществом "Белоречье" проведены межевые работы, составлен межевой план земельного участка, межевой план сдан в учреждение для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010824:386:ЗУ1 площадью 458 кв.м образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:010824:386, имеющего разрешённое использование "для обслуживания здания и организации парковки".
Учреждением принято решение от 17.09.2014 N Ф/14-234451 об отказе обществу "Белоречье" в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка 02:55:010824:386:ЗУ1 на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в связи с тем, что площадь земельного участка, заявленного к постановке на кадастровый учет, не соответствует установленному предельному минимальному размеру земельного участка.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 (далее - Правила), установлена в числе прочих зона Ж-3 "для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 6 этажей", а также предельные (минимальные) размеры земельных участков - 0, 14 га.
Статьей 42 Правил установлено, что для всех основных и условно разрешённых видов использования земельных участков вспомогательными являются земельные участки для автостоянок.
Частью 3 статьи 43.1 Правил также предусмотрена возможность размещения в жилых зонах, в том числе в зоне Ж-3 стоянок автомобильного транспорта.
Исследовав представленное в материалы дела градостроительное заключение, составленное в отношении земельного участка площадью 459,52 кв.м, письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.01.2015 N 7-777/Ю, суды выявили, что часть земельного участка размещена в границах красных линий ул. Ст. Кувыкина, по участку проходят подземные инженерные сети.
Учитывая изложенное и руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации суды обоснованно признали, что оснований для применения установленных муниципальными Правилами землепользования и застройки минимальных размеров земельных участков к земельному участку с кадастровым номером 02:55:010824:386:ЗУ1 не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии законных оснований для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет, поскольку сформированный земельный участок не является самостоятельным участком, вид его разрешенного использования является вспомогательным по отношению к основным видам разрешённого использования, установленным для территориальной зоны Ж-3 (зона многоэтажной жилой застройки), по участку проходят подземные инженерные сети, ввиду чего несоответствие площади земельного участка минимально установленной правилами землепользования и застройки муниципального образования не противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества "Белоречье".
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу N А07-21600/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Платонова Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.