Екатеринбург |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А50-3997/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Платоновой Е. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2015 по делу N А50-3997/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Поступившее в адрес Арбитражного суда Уральского округа ходатайство Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство) о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Транслес" (ИНН 5948033630, ОГРН 1085948000137, далее - общество "Транслес") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росимущества, министерство.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2015 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 6, ст. 7, п. 2, 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201), ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), неприменение подлежащего применению п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что к моменту введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:48 не только поставлен на государственный кадастровый учет, но и в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ признавался ранее учтенным. Положения ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, вступившей в силу 30.07.2007, не имеют обратной силы и не могут распространяться на лесные участки, которые к моменту введения их в действие уже прошли государственный кадастровый учет. Управление Росимущества полагает, что при образовании лесных участков из участков лесного фонда, прошедших государственный кадастровый учет, подлежат применению в части описания местоположения границ объекта недвижимости положения Земельного кодекса Российской Федерации, требующие не только обязательного проведения государственного кадастрового учета земельных участков при их разделе, выделении или ином преобразовании, но и наличие кадастрового номера для принятия решения о таком разделе. Заявитель считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что вхождение лесного участка в состав участка, поставленного на кадастровый учет, не исключает применение ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, а также о том, что план лесного участка выдан и заверен уполномоченным органом.
Как установлено судами, между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "Транслес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 29.06.2010 N 4 обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19582,2 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1228-2010-06, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9), 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7), 14, 15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2), 26 (за исключением выдела 15), 27, 29 (за исключением выдела 2), 30-37, 40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28), 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23).
Схема расположения и границы лесного участка, а также характеристика лесного участка содержатся в приложениях 1, 2 к договору.
Согласно п. 4 договора лесной участок передается арендатору для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 35,3 тыс. м., в том числе 9,8 тыс. м. по хвойному хозяйству.
Пунктом 21 договора срок его действия установлен с 13.07.2010 по 12.07.2045.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.07.2010.
Государственная регистрация договора аренды произведена 03.08.2010.
Агентством по природопользованию Пермского края и обществом "Транслес" подписано дополнительное соглашение от 22.11.2010 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, согласно которому стороны согласовали, что предметом договора аренды является лесной участок общей площадью 19585,9 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1398-2010-12, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9), 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7), 14 (за исключением выдела 3), 15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2), 26 (за исключением выдела 15), 27, 29 (за исключением выдела 2), 30-37, 40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28), 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23).
Государственная регистрация дополнительного соглашения от 22.11.2010 N 1 к договору аренды произведена Управлением Росреестра 29.12.2010.
Министерством и обществом "Транслес" подписано дополнительное соглашение от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, которым стороны определили в качестве арендодателя министерство; согласовали местоположение лесного участка: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (Рождественское), кварталы (выделы) N 1 (1-13), 2 (1-3), 3 (1-3), 4 (1-7), 5 (1-8), 6 (1-10), 7 (1-12), 8 (1-15), 9 (1-9, 11), 10 (1-8, 10), 11 (1-7, 9-11), 12 (1-3, 5), 13 (1-6, 8-22), 14 (1, 2, 4-13), 15 (1, 3-14), 16 (2-13), 17 (1, 2, 4-19), 18 (1-5, 7-15), 19 (1-11, 13-41), 20 (1-6, 8-27), 21 (1, 3-17), 22 (1-21), 23 (1-11), 24 (1-11), 25 (1, 3-15), 26 (1-14, 16-31), 27 (1-29), 29 (1, 3-12), 30 (1-35), 31 (1-22), 33 (1-12), 34 (1-16), 35 (1-10), 36 (1-22), 37 (1-18), 40 (1-7), 41 (1-9), 42 (1-6), 43 (1-8), 44 (1-13), 45 (1-14), 46 (1-13), 47 (1-8, 10-26), 48 (1-22, 24-27), 49 (1-22, 24-43), 50 (1-27, 29, 30), 51 (1-27, 29-41), 52 (1-21), 53 (1-18), 54 (1-17), 58 (1-13), 59 (1-7), 60 (1-6), 61 (1-7), 62 (1-20), 63 (1-24), 64 (1-13), 65 (1-16), 67 (1-22), 68 (1-21), 69 (1-30), 70 (1-19), 72 (1-15), 73 (1-10), 74 (1-15), 75 (1-14), 76 (1-11), 77 (1-17), 78 (1-22), 79 (1-17), 80 (1-21), 83 (1, 3-27), 84 (1-14, 16-22, 24-26), 87 (1-21), 88 (1-21), 89 (1-28), 90 (1-12), 91 (1-8), 92 (1-11), 93 (1-23), 94 (1-13), 95 (1-16), 96 (1-18), 97 (1-11, 13, 15-21), 98 (1-3, 5-8, 10-20), 99 (1-22, 24, 25).
Общество "Транслес" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 01.07.2014 о государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525.
В сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.11.2014 N 14/209/2014-48 регистрирующий орган указал, что в государственной регистрации указанного дополнительного соглашения отказано в связи с тем, что для осуществления государственной регистрации необходимо было осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет и представить решение об образовании заявляемого земельного (лесного) участка, принятое министерством, а также поданное представителем министерства заявление о государственной регистрации права собственности на все образуемые земельные (лесные) участки.
Общество "Транслес", полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 (в редакции, действующей в период спорных отношений) предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 13.07.2010 N 525, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 1228-2010-06, что следует из пункта 2 договора аренды. Кроме того, к договору приложены схема расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования. Регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 1228-2010-06 произведена в установленном законом порядке.
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, поскольку представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка с координатами, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема.
Установив, что для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, согласно которой поскольку правила ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что вхождение лесного участка в состав участка, поставленного на кадастровый учет, исключает применение ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201,а положения ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, вступившие в силу 30.07.2007, не имеют обратной силы и не могут распространяться на лесные участки, которые к моменту введения их в действие уже прошли государственный кадастровый учет, основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2015 по делу N А50-3997/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
Е.А.Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.