Екатеринбург |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А50-3080/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Платоновой Е. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2015 по делу N А50-3080/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Поступившее в адрес Арбитражного суда Уральского округа ходатайство Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель министерства - Коньшина М.С. (доверенность от 13.01.2015 N СЭД-31-02-2-04-2).
Государственная образовательная организация дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации - РМЦПК" (ИНН 5902401828, ОГРН 1025900531161, далее - институт) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании права оперативного управления на федеральное имущество - помещения, назначение: нежилое, общей площадью 502,9 кв. м, этаж 1, 2, подвал, расположенные по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Тимирязева, д. 30, помещение нежилое 1, кадастровый (или условный) номер 59:01:4410160:781.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство, Управление Росреестра.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2015 (судья Богаткина Н.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 (судьи Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами ст. 12, 235, 252, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 296, ст. 298, п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Заявитель отмечает, что в рассматриваемом случае собственником спорное имущество в установленном порядке не изымалось, истец от принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества не отказывался, иные предусмотренные законом основания для прекращения права оперативного управления отсутствуют. Министерство полагает, что объекты, образованные в результате выдела доли в натуре, не являются вновь созданным имуществом по смыслу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем на них сохраняется право оперативного управления. Преобразование объекта недвижимости не влияет на наличие прав на вновь образованные объекты недвижимости. Заявитель считает надлежащим избранный им способ защиты права.
В отзыве на кассационную жалобу Управлением Росреестра даны пояснения по существу спора.
В отзыве на кассационную жалобу Росимущество возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты. При этом Росимущество полагает, что право оперативного управления истца прекращено в соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации; решение о закреплении за истцом выделенных в натуре нежилых помещений общей площадью 502,9 кв. м собственником - Российской Федерацией не принято. Ответчик также указывает, что право федеральной собственности истцом не оспаривается, спор о принадлежности имущества между сторонами отсутствует. По его мнению, Росимущество не лишает ответчика владения спорными помещениями, не создает препятствий в пользовании данными помещениями, что подтверждается заключением между истцом и ответчиком договора о передаче недвижимого государственного имущества, составляющего казну Российской Федерации, в безвозмездное пользование от 21.10.2015 N 574.
Как установлено судами, открытым акционерным обществом "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" (продавец) и Региональным межотраслевым центром переподготовки кадров при ПГТУ (далее - РМЦПК, в настоящее время - институт), предпринимателем Маховиковым Анатолием Юрьевичем (покупатели) заключен договор купли-продажи от 16.12.1998 N 137, по условиям которого продавец передает в собственность, а покупатели оплачивают и принимают в общую долевую собственность в равных долях детский комбинат N 356, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Тимирязева, д. 30, общей площадью 990,9 кв. м.
Постановлением главы города Перми от 05.07.1999 N 1377 изъят у продавца и предоставлен в аренду на 15 лет РМЦПК земельный участок площадью 2 977,022 кв. м под выкупленное здание детского комбината. РМЦПК разрешена реконструкция здания детского комбината под помещения учебного центра.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 17.08.2001 приемочной комиссией принято решение о принятии предъявленного к приемке объекта - реконструированного детского сада под учебный центр РМЦПК, офисы и гараж на 3 автомашины.
Пермским областным управлением государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации выдано разрешение от 20.08.2001 N 453 на ввод данного объекта в эксплуатацию.
Между РМЦПК и другими собственниками здания подписан договор о перераспределении долей от 20.09.2001.
Из пункта 2 названного договора следует, что в результате реконструкции здания детского комбината, общая площадь здания (литера А) увеличена до 1 331,8 кв. м. В соответствии с техническим паспортом, поэтажной схемой и отказом РМЦПК от участия в реконструкции площадь РМЦПК в здании (литера А) остается в прежних границах и равна 468,6 кв. м, что составляет 34/100 доли.
На основании договора купли-продажи от 16.12.1998 N 137, постановления главы города Перми от 05.07.1999 N 1377, акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 17.08.2001, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.08.2001 N 453, договора о перераспределении долей от 20.09.2001 произведена государственная регистрация права государственного образовательного учреждения "РМЦПК" на 34/100 доли в праве долевой собственности на 2-этажное кирпичное здание учебного центра РМЦПК и офисов с подвалом и мансардой, литера А, общей площадью 1 397,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Тимирязева, 30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2001 серии 59АК N 088123.
В соответствии с договором о перераспределении долей от 20.09.2001, договором купли-продажи от 16.12.1998 N 137, постановлением главы города Перми от 05.07.1999 N 1377, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 20.08.2001 N 453, актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 17.08.2001 произведена государственная регистрация права федеральной собственности на 34/100 доли в праве общей долевой собственности на 2-этажное кирпичное здание учебного центра РМЦПК и офисов с подвалом и мансардой, литера А, общей площадью 1 360,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Тимирязева, 30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2011 серии 59ББ N 913967.
РМЦПК и другими собственниками подписано соглашение о выделе доли в натуре и об установлении долевой собственности на нежилые помещения от 05.10.2012.
Пунктом 2 названного соглашения установлено, что по результатам проведенной технической инвентаризации имущества его общая площадь по состоянию на 16.04.2012 составила 1 362,8 кв. м.
Согласно п. 3.8 соглашения в результате выделения нежилых помещений в натуре в собственность государственного образовательного учреждения "РМЦПК" переданы помещения общей площадью 502,9 кв. м.
Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 30.01.2014 N 59-р определены условия соглашения о выделе в натуре доли в праве и об установлении долевой собственности на нежилые помещения в здании общей площадью 1 362,8 кв. м по адресу: г. Пермь, ул. Тимирязева, 30. В собственность Российской Федерации выделены в натуре нежилые помещения общей площадью 502,9 кв. м (номера помещений: подвал - N 1, 1 этаж - N 1-9, 30-43, 2 этаж - N 1-6, 27-30), (литеры А, А2). В связи с прекращением зарегистрированного права собственности Российской Федерации на 34/100 доли в праве общей долевой собственности на здание общей площадью 1 360,1 кв. м по адресу: г. Пермь, ул. Тимирязева, 30, прекращено право оперативного управления государственного образовательного учреждения "РМЦПК" на данный объект.
Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и другими собственниками подписано соглашение от 30.01.2014 о выделе доли в натуре и об установлении долевой собственности на нежилые помещения.
Согласно п. 1 соглашения на момент его заключения Российской Федерации и другим собственникам принадлежит на праве долевой собственности здание общей площадью 1360,1 кв. м, находящееся по адресу:
г. Пермь, ул. Тимирязева, д. 30.
По результатам проведенной технической инвентаризации имущества его общая площадь по состоянию на 16.04.2012 составила 1 362,8 кв. м (п. 2 соглашения).
В собственность Российской Федерации выделены в натуре помещения общей площадью 502,9 кв. м (п. 3.8 соглашения).
Управлением Росреестра на основании соглашения о выделе в натуре доли в праве и об установлении долевой собственности на нежилые помещения от 30.01.2014 произведена 18.07.2014 государственная регистрация права федеральной собственности на помещения, назначение: нежилое, общей площадью 502,9 кв. м, этаж 1,2, подвал, по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Тимирязева, д. 30, помещение нежилое 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.07.2014 серии 59-БД N 372310, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2014.
Управлением Росреестра также 18.07.2014 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права оперативного управления института на 34/100 доли в праве общей долевой собственности.
Письмом от 29.10.2014 институт обратился в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с просьбой восстановить право оперативного управления на нежилые помещения общей площадью 502,9 кв. м (кадастровый номер 59:01:4410160:781) в здании по адресу: ул. Тимирязева, 30.
Письмом от 01.12.2014 в ответ на данное обращение Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае сообщило, что с 08.09.2004 институт не является федеральным государственным учреждением, в связи с чем основания для принятия решения о закреплении имущества на праве оперативного управления за учреждением иного уровня собственности отсутствуют.
В ответ на обращение губернатора Пермского края от 28.10.2014 по вопросу передачи спорного федерального имущества в государственную собственность Росимуществом направлено письмо от 04.12.2014 N ОД-07/51803, в котором указано на отсутствие оснований для его передачи в собственность Пермского края.
Институт обратился в Управление Росреестра с заявлением от 18.11.2014 о государственной регистрации права оперативного управления на помещения общей площадью 502,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Тимирязева, 30, помещение нежилое 1.
Согласно сообщению от 10.04.2015 в государственной регистрации права оперативного управления было отказано на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением документов, подтверждающих закрепление имущества на праве оперативного управления за институтом.
Институт, полагая, что в отсутствие законных оснований лишен права оперативного управления, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления является вещным правом лиц, не являющихся собственниками.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В обоснование возникновения права оперативного управления институт ссылается на то, что после проведенной реконструкции здания его собственниками заключен договор о перераспределении долей, согласно которому истец занимает нежилые помещения в здании площадью 468,6 кв. м, что составляет 34/100 долей в праве общей долевой собственности, право истца на указанную долю зарегистрировано в установленном порядке. По его мнению, в результате принятия распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 30.01.2014 N 59-р и заключения во исполнение распоряжения соглашения о выделе доли в натуре и об установлении долевой собственности на нежилые помещения в отсутствие законных оснований прекращено право оперативного управления института на 34/100 доли в праве общей долевой собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.07.2014 серии 59-БД N 372310 помещения, назначение: нежилое, общей площадью 502,9 кв. м, этаж 1,2, подвал, по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Тимирязева, д. 30, помещение нежилое 1, принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, право федеральной собственности истцом не оспаривается, спор о принадлежности имущества между сторонами отсутствует.
Разграничение уровня собственности государственного имущества между публично-правовыми образованиями осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок и основания закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3.
Названное постановление предусматривает закрепление находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений на праве оперативного управления за федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями.
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.02.2015 следует, что учредителем института является Правительство Пермского края, то есть данный институт не является федеральным учреждением.
Поскольку институт не является федеральным государственным учреждением, оснований для признания права оперативного управления на федеральное имущество за учреждением иного уровня собственности не имеется.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом случае собственником спорное имущество в установленном порядке не изымалось, истец от принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества не отказывался, иные предусмотренные законом основания для прекращения права оперативного управления отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2015 по делу N А50-3080/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
Е.А.Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.