Екатеринбург |
|
22 января 2016 г. |
Дело N А60-8173/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е. А.,
судей Рябовой С. Э., Купреенкова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (далее - Жбенев Я.Н.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2015 по делу N А60-8173/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу.
Судебное заседание начато 13.01.2016.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15.01.2016.
Судебное заседание 15.01.2016 продолжено без участия представителей лиц, участвующих в деле, в том же составе судей.
Жбенев Я.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сысертского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 161248,00 кв. м с кадастровым номером 66:25:1307001:317 крестьянскому (фермерскому) хозяйству и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 10.06.2015 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Жбенев Я.Н. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает, что судами в нарушение норм ст. 1, ст. 14, ч.1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, к завершившимся в 2014 году отношениям сторон применены нормы ст. 29, ст. 30, ст. 31, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержденный Решением Думы Сысертского городского округа от 28.01.2010 N 225. По мнению заявителя, судами не применены нормы ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также ч.1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Жбенев Я.Н. 06.11.2014 обратился к Главе Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 161248 кв. м с кадастровым номером 66:25:1307001:317, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в аренду на 49 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства и его расширения.
От Администрации 28.11.2014 в адрес предпринимателя поступило письмо N 7938, из которого следует, что Администрация отказывает предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2004 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Полагая, что оспариваемый отказ Администрации в предоставлении земельного участка нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности Жбенев Я.Н., заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Администрации не имелось оснований для удовлетворения заявления Жбенева Я.Н., поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка привело бы к нарушению порядка предоставления земельного участка, который принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляется гражданам и юридическим лицам на торгах с предварительным публичным информированием (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2004 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). При этом суд указал, что данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Жбенев Я.Н. в обоснование заявленных требований ссылался на то, что с заявлением к Главе Сысертского городского округа он обратился с целью предоставления ему земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом он указал, что предоставление такого земельного участка осуществляется на основании Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не предусматривающего предоставление земель сельскохозяйственного назначения в порядке торгов.
Статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" регламентирован порядок предоставления земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления и обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (п. 5 ст. 12 вышеназванного Закона).
Таким образом, ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 66:25:1307001:317.
Федеральный закон N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет до подачи заявки.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата вынесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом требований, установленных Законом о государственном кадастре недвижимости. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации Закона о государственном кадастре недвижимости земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержден решением Думы Сысертского городского округа от 28.01.2010 N 225.
Настоящий порядок предусматривает необходимость заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, а также согласования в предоставлении земельного участка заявителю путем подготовки заключения либо совершения соответствующей записи на заявлении. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов в форме аукциона.
Для Сысертского городского округа, в числе прочих условий, учитывается также очередность желающих в предоставлении земельных участков (п. 7, 8 порядка предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе).
Следовательно, то обстоятельство, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, не исключает возможности его предоставления без проведения торгов, но при условии соблюдения требования об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для определенных нужд (применительно к п. ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015).
Если после публичного информирования поступило две и более заявок, то при заключении договора аренды применению подлежат правила, установленные п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что поскольку не начата сама процедура по опубликованию сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, Администрация не может считаться нарушившей требования закона о предоставлении участка единственному претенденту.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права в их совокупности и не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2015 по делу N А60-8173/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.