Екатеринбург |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А71-5806/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.07.2015 по делу N А71-5806/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган) о понуждении повторного исполнения предписания от 21.03.2014 N ММ08-02/2013-122/1.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2015 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит названные судебные акты отменить, принять новое решение по делу об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к тому, что предписание Управления от 21.03.2014 N ММ08-02/2013-122/1 Администрацией исполнено в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 21.03.2014 Управлением в отношении Администрация вынесено решение по делу N ММ 08-02/2013-122, на основании которого Администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в части принятия актов и осуществления действий, которые приводят и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также п. 4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ в части заключения соглашения с Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска "Горсервис" (далее - предприятие), которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов.
Администрации выдано предписание от 21.03.2014 N ММ08-02/2013-122/1, в котором указано:
1.1. Прекратить соглашение с Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска и предприятием по осуществлению действий, направленных на предоставление земельных участков на территории города Ижевска под размещение стоянок авто-мото транспорта только предприятию, а также действий по отказу иным хозяйствующим субъектам, действующим на рынке хранения авто-мото транспорта на стоянках на территории города Ижевска, в продлении договоров аренды земли под размещение автостоянок, а равно заключении таких договоров на новый срок.
1.2. Отменить постановление от 25.10.2013 N 1319 "О прекращении договоров аренды земли, заключенных под размещение автостоянок" (далее - постановление N 1319).
1.3. Совершить действия, направленные на отзыв всех уведомлений об отказе от договоров аренды, направленных во исполнение постановления N 1319.
1.4. Направить уведомления всем исполнителям протокола совещания по организации парковочного пространства в г. Ижевске от 14.11.2013 о том, что действия, отраженные в данном протоколе, не подлежат исполнению.
1.5. Восстановить положение, существовавшее до принятия Администрацией постановления N 1319.
Пунктом 2 предписания установлен срок для его исполнения - в течение 20 рабочих дней со дня получения копии предписания.
Решение и предписание Управления обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.07.2014 по делу N А71-3924/2014 предписание признано законным. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.12.2014 судебные акты судов первой и апелляционной инстанции по делу N А71-3924/2014 оставлены без изменения.
На основании ч. 2 ст. 52 Федерального закона N 135-ФЗ определением об установлении новых сроков исполнения предписания по делу N ММ08-02/2013-122 срок исполнения предписания был изменен до 05.11.2014.
Администрация обязана была проинформировать антимонопольный орган об исполнении предписания в течение 5 рабочих дней со дня его исполнения.
Администрацией 15.10.2014 в Управление во исполнение предписания от 21.03.2014 представлено постановление от 13.10.2014 N 1127 "Об исполнении предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21.03.2014 по делу N ММ 08-02/2013-122/1" и уведомление от 14.10.2014, направленное в адрес Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска и предприятия о том, что действия во исполнение протокола от 14.11.2013 "Об организации парковочного пространства в г. Ижевске" исполнению не подлежат.
Пунктом 1 названного постановления Администрации установлено, что постановление N 1319 подлежит отмене.
Согласно п. 2.1, 2.2 постановления Администрации от 13.10.2014 N 1127, Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации надлежит отозвать все уведомления об отказе от договоров аренды, направленные во исполнение постановления N 1319 и не совершать действий по отказу иным хозяйствующим субъектам, действующим на рынке хранения авто-мото транспорта на стоянках на территории города Ижевска, в продлении договоров аренды земли под размещение автостоянок, а равно заключении таких договоров на новый срок.
В Управление 24.10.2014 поступило письмо Администрации, согласно которому Администрация считает себя исполнившей предписание от 21.03.2014 N ММ08-02/2013-122/1 в полном объеме.
Посчитав, что в установленные определением Управления от 13.10.2014 сроки, Администрация предписание в полном объеме не исполнила, установленные сроки исполнения предписания прошли, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости установления нового срока исполнения предписания.
Управлением 23.03.2015 вынесено определение об установлении нового срока исполнения предписания по делу N ММ08-02/2013-122 - до 24.04.2015. Пунктом 2 названного определения установлено, что Администрация обязана была проинформировать антимонопольный орган об исполнении предписания в течение 5 рабочих дней со дня его исполнения.
Полагая, что действия по вынесению определения Управления от 23.03.2015 незаконны, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о законности и обоснованности оспариваемых действий антимонопольного органа, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Судами указано, что законность и обоснованность выданных антимонопольным органом решения и предписания от 21.03.2014 были подтверждены судами всех инстанций по делу N А71-3924/2014.
На основании ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с этим у Администрации имелась обязанность по исполнению законного предписания Управления.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 135-ФЗ).
Поскольку исполнение предписания Управления в данном случае было приостановлено в связи с обжалованием в судебном порядке и в связи с этим установленные сроки исполнения предписания истекли, в целях обеспечения надлежащего исполнения предписания, осуществления контроля за его исполнением, Комиссия антимонопольного органа вынесла определение об установлении нового срока исполнения предписания от 13.10.2014 по делу N ММ08-02/2013-122 - до 24.04.2015.
Таким образом, суды, руководствуясь ст. 15, 16, 23, 41, 49, 50, 51 Федерального закона N 135-ФЗ верно пришли к вывод у о том, что действия Управления по вынесению определения об установлении нового срока исполнения предписания от 23.03.2015 соответствуют требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суды верно указали, что в установленные определением антимонопольного органа от 13.10.2014 сроки Администрация предписание в полном объеме не исполнила. Администрации следовало прекратить соглашение по совершению антиконкурентных действий. Однако из смысла и формулировки п. 2.2 постановления Администрации от 13.10.2014 N 1127 не следует, что данное соглашение прекращено, прямое указание на это отсутствует.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых действий антимонопольного органа по вынесению определения от 13.10.2014.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование Администрацией положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.07.2015 по делу N А71-5806/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.