Екатеринбург |
|
05 февраля 2016 г. |
Дело N А07-13418/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью СтройТех-1" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по делу N А07-13418/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным приказа Министерства от 21.04.2015 N 174.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2015 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 (судьи Малышев М.Б., Тимохин О.Б., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что уведомлений о нарушении лицензионных условий не получал, следовательно, не имел возможности предпринять действия к устранению нарушений. Кроме того в тексте приказа Министерства от 21.04.2015 N 174 не указано в чем именно выражаются нарушения лицензионного соглашения, допущенные обществом.
Общество также ссылается на то, что Министерством нарушены административные процедуры, выражающиеся в том, что общество не было уведомлено о заседании Комиссии по лицензированию, следовательно, не имело возможности заявлять возражения и протесты, относительно вменяемого нарушения, что повлекло за собой ущемление законных прав и интересов общества.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, обществу 23.05.2008 на основании приказа Министерства от 07.05.2008 N 202 была выдана лицензия на пользование недрами УФА 02608 ТЭ.
Основные права и обязанности общества как пользователя недр в пределах предоставленного участка Нижне-Сальчуковского месторождения песчано-гравийной смеси (ПГС) определены лицензионным соглашением (приложение 1 к лицензии УФА 02608 ТЭ).
В соответствии с лицензионным соглашением обществу было предоставлено право пользование недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) на Нижне-Сальчуковском месторождении в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
Пунктом 12.1 лицензионного соглашения установлено, что условия разделов 5, 6 и 8 лицензионного соглашения являются существенными условиями лицензии. Разделом 5 лицензионного соглашения определены обязательства пользователя недр. Пунктом 5.1 установлены, в том числе, следующие обязательства общества по объемам, основным видам работ и срокам их проведения: не позднее 10 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (не позднее 23.03.2009) подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Нижне-Сальчуковского месторождения; на основе утвержденного проекта уточнить границы горного отвода и представить один экземпляр горного отвода в уточненных границах в орган, выдавший лицензию, для включения в лицензию в качестве неотъемлемой составной части; до начала добычных работ оформить отвод земельного участка в соответствии с законодательством, согласовать проведение добычных работ с Вельским районом водных путей и судоходства, с Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан.
Приказом Министерства от 21.04.2015 N 174 право пользование недрами с целью добычи ПГС обществом было досрочно прекращено, лицензия УФА 02608 ТЭ отозвана.
Полагая, что названный приказ нарушает законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого приказа недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вопросы недропользования, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, обозначены в ст. 4, 16 Закона о недрах. В частности, к ведению субъектов Российской Федерации относятся: обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения.
К участкам недр местного значения, согласно ст. 2.3 Закона о недрах, относятся, в том числе, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан, утвержденным совместным распоряжением Минприроды России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2003 N 570-р/23/522, песчано-гравийные породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Лицензирование пользования участками недр местного значения осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения", утвержденным приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 12.03.2013 N 81п (далее - Административный регламент).
В Министерстве образован постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами установлен ст. 21 Закона о недрах. В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
На основании ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах на недропользователя возложена обязанность обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Основания для досрочного прекращения права пользования участками недр перечислены в ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, в том числе - нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен ст. 21 Закона о недрах, в соответствии с ч. 4 которой в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь; не устранил эти нарушения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в 2015 году в Комиссию по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения при Минэкологии Республике Башкортостан поступило предложение Приуфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан о рассмотрении вопроса о досрочном прекращения права пользования недрами обществом на Нижне-Сальчуковском месторождении ПГС, в связи с нарушением существенных условий лицензии УФА 02608 ТЭ, что выразилось в несогласовании и неутверждении в установленном законодательством порядке технического проекта промышленного освоения Нижне-Сальчуковского месторождения. Срок исполнения указанного обязательства по условиям лицензии УФА 02608 ТЭ - не позднее 23.03.2009. Названный вопрос 30.03.2015 рассмотрен на заседании Комиссии по лицензированию.
При этом Комиссией по лицензированию установлено следующее.
В 2014 году при осмотре территории карьера, принадлежащего обществу, в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан, государственным инспектором Приуфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан, обнаружен факт добычи песчано-гравийной смеси на акватории р. Белой (протокол осмотра от 18.09.2014), что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) по факту пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) с нарушением условий лицензионного соглашения, и вынесения 03.10.2014 постановления о назначении административного наказания N 05/56, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Законность указанного постановления подтверждена вступившим в законную силу судебным актом - решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2014 по делу N А07-21496/2014.
Обществу 03.10.2014 выдано уведомление, которым сообщалось о допущенных им существенных нарушениях условий лицензионного соглашения к лицензии УФА 02608 ТЭ, выразившихся в неисполнении следующих условий: не позднее 10 месяцев со дня государственной регистрации лицензии подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Нижне-Сальчуковского месторождения; ежемесячно, до 10 числа следующего за отчетным месяца, предоставлять сведения о фактической добыче полезного ископаемого и сведения о фактической сумме уплаты НДПИ с указанием стоимости добычи 1 куб. м (т) полезного ископаемого.
В названном уведомлении содержалась информация о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в случае, если в течение трех месяцев не будут устранены допущенные нарушения. Уведомление получено 03.10.2014 лично директором общества. Срок устранения указанных нарушений истек 03.01.2015.
Приуфимским территориальным управлением Министерства 10.02.2015 проведена повторная внеплановая документарная проверка общества по выполнению условий лицензии УФА 02608 ТЭ, указанных в уведомлении. При повторной проверке выявлено, что не выполнено существенное условие лицензии, указанное в уведомлении: не позднее 10 месяцев со дня государственной регистрации лицензии подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Нижне-Сальчуковского месторождения.
Технический проект промышленного освоения Нижне-Сальчуковского месторождения ПГС не согласован в порядке, установленном ст. 23.2 Закона о недрах, и не утвержден.
По состоянию на 30.03.2015 указанный проект разработки Нижне-Сальчуковского месторождения повторно на согласование в Министерство не поступал.
Судами также установлено, что условия порядка прекращения права пользования, указанные в ст. 21 Закона о недрах Министерством в данном случае соблюдены.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого приказа недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по делу N А07-13418/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СтройТех-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.