Екатеринбург |
|
10 февраля 2016 г. |
Дело N А47-2994/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Оренбурге (ИНН: 5610112152, ОГРН: 1065658011869; далее - управление пенсионного фонда, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2015 по делу N А47-2994/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
управления - Вяткина Е.М. (доверенность от 18.09.2015);
Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества" (ИНН: 5609021863; далее - учреждение дополнительного образования, заявитель) - Каратаева В.Н. (директор), Гореявчева Ю.С. (доверенность от 01.06.2016).
Учреждение дополнительного образования обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению пенсионного фонда о признании недействительным решения от 29.12.2014 N 066 362 14 ГВ 0000173 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в части обязания уплатить недоимку в сумме 187 515 руб. 86 коп., пени в сумме 13 720 руб. 77 коп., штрафа в сумме 37 503 руб. 18 коп., начисленных на сумму предоставленного бесплатного питания сотрудникам, работающим в загородных оздоровительных лагерях (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.07.2015 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены, решение от 29.12.2014 N 066 362 14 ГВ 0000173 в оспоренной части признано недействительным, на управление пенсионного фонда возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление пенсионного фонда просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального права. Заявитель жалобы отмечает, что в спорный период, начиная с 01.01.2011 и по настоящее время, действует редакция Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ), которая предусматривает в качестве объекта обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношения и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и т.д. Управление пенсионного фонда обращает внимание на то, что при определении облагаемой базы по страховым взносам должны учитываться такие выплаты, включая доходы в натуральной форме, которые образуют подлежащую определению материальную выгоду у каждого конкретного физического лица. Заявитель жалобы считает, что поскольку бесплатное питание выплачивается работникам загородных оздоровительных лагерей в рамках трудовых отношений для выполнения работниками непосредственно своих трудовых функций и является доходом в натуральной форме (исходя из данных расчетно-платежных ведомостей прослеживается стоимость питания по каждому работнику в отдельности), можно сделать вывод о соблюдении всех необходимых условий для отнесения этих выплат к объекту обложения страховыми взносами и включении в базу.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение дополнительного образования просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. Учреждение отмечает, что предоставление бесплатного питания носит социальный характер, основанием для предоставления бесплатного питания работникам учреждения в летнем оздоровительном лагере служит не наличие трудовых отношений, а локальный нормативный акт, установивший условия для таких компенсационных выплат, следовательно, такие выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, учреждение дополнительного образования зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025600887498 и состоит на учете в качестве страхователя по месту своего нахождения в управлении пенсионного фонда.
В период с 09.09.2014 по 30.10.2014 должностными лицами управления пенсионного фонда в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 01.12.2014 N 06636214АВ0000551.
Актом проверки зафиксирован, в том числе факт неуплаты страховых взносов за период 2011-2013 гг. в сумме 187 515 руб. 86 коп. ввиду занижения базы в результате включения в суммы, неподлежащие обложению страховыми взносами, сумм денежной компенсации за предоставление бесплатного питания сотрудникам, работающим в загородных оздоровительных лагерях.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением пенсионного фонда принято решение от 29.12.2014 N 066 362 14 ГВ 0000173 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 129 003 руб. 70 коп., на накопительную часть - 27 841 руб. 11 коп., на обязательное медицинское страхование - 27 562 руб. 05 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 6011 руб., в общей сумме 190 417 руб. 86 коп., соответствующие пени - 14 045 руб. 76 коп., а также заявитель привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 47 Закон N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 38 083 руб. 58 коп.
Решение управления пенсионного фонда от 29.12.2014 N 066 362 14 ГВ 0000173 обжаловано заявителем в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Оренбургской области, которым принято решение от 12.03.2015 N 4 об оставлении названного решения без изменения.
Не согласившись с решением управления пенсионного фонда от 29.12.2014 N 066 362 14 ГВ 0000173 в части обязания уплатить недоимку в сумме 187 515 руб. 86 коп., пени в сумме 13 720 руб. 77 коп. и штрафа в сумме 37 503 руб. 18 коп., учреждение дополнительного образования обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу об отсутствии оснований для начисления заявителю сумм недоимки, пеней и штрафов за невключение в базу для начисления страховых взносов сумм предоставленного бесплатного питания сотрудникам, работающим в загородных оздоровительных лагерях.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для этих плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 указанного Федерального закона (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, связанные с особыми условиями труда и согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являющиеся элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсациями признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в ст.169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
При рассмотрении спора судами установлено, что в рассматриваемом случае учреждением дополнительного образования организовано бесплатное питание сотрудникам, работающим в загородных оздоровительных лагерях за счет собственных и бюджетных средств.
Пунктом 7.20 коллективного договора учреждения дополнительного образования на 2012-2015 гг. установлены обязанности работодателя, в число которых входит обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием за счет собственных и бюджетных денежных средств.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в рассматриваемом случае обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием носит социальный характер, не является стимулирующим, не зависит от квалификации работников и от результата труда, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам о том, что обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, поэтому такая выплата в силу прямого указания в п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования о признании недействительным решения управления пенсионного фонда от 29.12.2014 N 066 362 14 ГВ 0000173 в части обязания уплатить недоимку в сумме 187 515 руб. 86 коп., пени в сумме 13 720 руб. 77 коп., штрафа в сумме 37 503 руб. 18 коп., начисленных на сумму предоставленного бесплатного питания сотрудникам, работающим в загородных оздоровительных лагерях.
Доводы управления пенсионного фонда, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2015 по делу N А47-2994/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.