• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф09-11461/15 по делу N А07-19813/2014

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Размер административного наказания Банку за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ определен судом первой инстанции в сумме 100 тыс. рублей (минимальный размер штрафа), с учетом невозможности установления размера "оборотного штрафа".

Таким образом, суд первой инстанции определил размер административного наказания по нижней границе санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 19 названного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом суд первой инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что установленные им обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии существенных последствий от деяния Банка для охраняемых законом общественных отношений; назначение штрафа в размере 7 267 797,67 руб. явно нарушает конституционные требования индивидуализации, соразмерности и справедливости административного наказания.

Такой подход суда соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, согласно которой правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 71 (пункты "в", "о"), 72 (пункт "к" части 1) и 76 (части 1 и 2), возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер, будучи вместе с тем связан предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которые во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 19, 34 и 35 применительно к праву собственности физических и юридических лиц, свободе экономической деятельности допускают возможность их ограничений федеральным законом, если такие ограничения базируются на общих принципах права, отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям и необходимы для их защиты; даже имея целью воспрепятствование злоупотреблению правом, такое правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П, от 14.05.1999 N 8-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 18.07.2003 N 14-П, от 30.10.2003 N 15-П, от 24.06.2009 N 11-П, от 28.01.2010 N 2-П, от 25.02.2014 N 4-П). Мера ответственности должна определяться исходя из требования адекватности порождаемых ею последствий (в том числе для лица, в отношении которого она применяется) тому вреду, который причинен в результате незаконного деяния, с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность мер наказания совершенному правонарушению.

С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции в части изменения оспариваемого постановления Управления и назначении административного штрафа в размере 100 000 руб. Вывод апелляционного суда о том, что суд первой инстанции назначил наказание в размере менее установленного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ минимального размера санкции является ошибочным на основании вышеизложенного.

Доводы заявителя кассационной жалобы относительно не правильной квалификации деяния Банка по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и нарушении ч. 5 ст. 4.1 и п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, так как данные доводы в суде апелляционной инстанций не заявлялись и не были предметом исследования и оценки суда."