Екатеринбург |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А07-10826/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Василенко С. Н., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Башкортостанской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по делу N А07-10826/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятия "Витценманн-Руссия" (далее - ООО "СП "Витценманн-Руссия", общество) - Евсюков Р.О. (доверенность от 23.04.2015 б/н);
таможенного органа - Кравцева О.В. (доверенность от 22.01.2016 N 01-07-14/636), Юсупов А.Р.(доверенность от 11.01.2016 N 01-07-14/48).
ООО "СП "Витценманн-Руссия" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решений таможни от 24.03.2015 N РКТ-10401090-15/000021, РКТ-10401090-15/000022, РКТ-10401090-15/000023.
Решением суда от 26.08.2015 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что при подаче таможенному органу декларации на товары обществом был заявлен код глушителя по Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) ЕАЭС 8708 92 990 9, соответствующий прочим частям глушителей и выхлопных труб, в то время как, части глушителей и выхлопных труб моторных транспортных средств позиций 8701 и 8705 для промышленной сборки отдельно поименованы в подсубпозиции 8708 92 990 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявленный декларантом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8708 92 990 9 в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" относится к прочим частям глушителей и выхлопных труб. При этом из решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 следует, что части глушителей и выхлопных труб моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 для промышленной сборки отдельно поименованы в подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8708 92 990 1, при этом для признания товаров, как "для промышленной сборки" необходимо подтверждение уполномоченного органа исполнительной власти. Таким образом, самим декларантом ввозимый товар не заявлялся как "для промышленной сборки".
Как следует из материалов дела, "СП "Витценманн-Руссия" на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен товар: сильфон - 9450 шт., оплетка - 9450 шт., два кольца - 18 900 шт.
Ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен в рамках заключенного заявителем (покупателем) с компанией Витценманн ГмбХ (Германия) (продавцом) 25.08.2014 контракта N D1, в соответствии с которым продавец принял на себя обязательства поставить покупателю товар - компенсаторы выхлопной системы автомобиля. При этом в контракте стороны оговорили, что товар поставляется в разобранном виде в следующем варианте комплектации: сильфон, оплетка, два кольца.
В грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10401090/160215/0001254 указанный товар задекларирован как компенсатор для выхлопной системы автомобиля из нержавеющей стали 1.4301, в разобранном виде.
При этом в графе N 33 ГТД товар ("компенсатор") классифицирован по коду 8708 92 990 9 ("части и принадлежности моторных транспортных средств").
Согласно заключению таможенного эксперта от 19.03.2015 N 086/15, представленный товар, заявленный по ГТД N 10410090/160215/0001254, в представленном некомплектном и несобранном виде (отсутствует внутренний экран) не соответствует основным характеристикам комплектного и завершенного изделия - компенсатора "HYDRA", типа "RA" 520 L201 ДУ 48" для выхлопной системы автомобиля и основными свойствами (жесткость конструкции, срок службы, герметичность, сопротивление потоку перемещающейся среды) не обладает, следовательно, частью глушителей и выхлопных труб моторных транспортных средств не является. Определить, какой из компонентов компенсатора выхлопной системы автомобиля придает компенсатору "HYDRA", тип "RA" 520 L201 ДУ 48" основные функции, не представляется возможным в связи с одинаковой значимостью элементов сильфон и внутренний экран для работы компенсатора.
Заключение таможенного эксперта от 19.03.2015 N 086/15 послужило основанием для вынесения таможенным органом 24.03.2015 решений N РКТ-10401090-15/000021, РКТ-10401090-15/000022, РКТ-10401090-15/000023, по которым ввезенный на таможенную территорию товар классифицирован товар по ТН ВЭД ТС:
- товару "сильфон" присвоен код 8307 10 000 9 ("Трубы гибкие из недрагоценных металлов, с фитингами или без них, прочие");
- товару "кольцо" присвоен код 7307 29 300 0 ("Фитинги для труб или трубок (например, соединения, колена, сгоны), из черных металлов для сварки");
- товару "оплетка" присвоен код 7314 14 000 0 ("Металлическая плетеная ткань из коррозионно-стойкой стали прочая").
Не согласившись с решениями таможни, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности позиции общества относительно классификации ввезенного товара.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта либо действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу ст. 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.
Аналогичные требования изложены в ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Согласно п. 4 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Решением комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения Единой Товарной Номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза при классификации товара, разработанное в целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД ТС.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (Правило 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД).
Согласно правилу 2(а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ТС, принятыми решением комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851, вторая часть правил 2(а) Основных правил интерпретации предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Согласно данному правилу термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
Правилом 3(а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД предусмотрено, что в случае, если в силу правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Руководствуясь вышеназванными ТН ВЭД, решениями комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, от 27.11.2009 N 130, суды установили, что к группе 87 "средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" относятся автомобильные глушители, выхлопные трубы, их части, которые подлежат классификации в позиции 8708 "части и принадлежности для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705", в подсубпозиции 8708 92 990 9 ТН ВЭД "глушители, выхлопные трубы; их части, прочее" с соответствующей таможенной ставкой равной 5%.
Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" приказом Минэкономразвития России N 73, Минпромэнерго России N 81, Минфина России N 58н от 15.04.2005 утвержден Порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов.
Понятие "промышленная сборка" узлов и агрегатов моторных транспортных средств и условия его применения определяются согласно приложениям N 2 и N 3 к указанному Порядку. Приложение N 2 к Порядку применяется, если российским юридическим лицом заключено с Минэкономразвития России соглашение о ввозе товаров, предназначенных для "промышленной сборки" узлов и агрегатов моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС после 01.01.2011, если такое соглашение заключено до указанной даты, применяется Приложение N 3 к названному Порядку.
Судами установлено и из материалов дела следует, что целевое использование ввозимого товара (сильфоны, оплетка, кольца) для промышленной сборки компенсаторов выхлопной системы для моторных транспортных средств подтверждается письмом Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России от 23.06.2010 N 20-3700.
Правильно применив вышеназванные правовые акты, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалах дела, доводы сторон, суды пришли к выводам об обоснованности позиции общества относительно соответствия установленного им кода ТН ВЭД ТС, указанного им в ГТД, по описанию и техническим характеристикам спорного товара по товарной подсубпозиции: 8708 92 990 9 ТН ВЭД.
В связи с изложенным удовлетворение заявленных обществом требований является обоснованным.
Доводам таможенного органа, приведенным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по делу N А07-10826/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.